Представьте: вы в зале музея изобразительного искусства. Вокруг вас десяток картин. Одна из картин привлекает ваше внимание, и вы разглядываете ее пару минут. Ваш вердикт: картина посвящена триумфу инженерной мысли, коричневый фон означает земную твердь, а оранжевые линии – напор человеческой мысли, продирающейся сквозь препятствия к истине.
Вы не одни в зале – другие посетители тоже заинтересовались картиной. Но вот незадача: один говорит, что картина про глобальную засуху, другой – что картина про несбывшиеся мечты, а третий – что картина про мир больших денег.
В довесок в толпе нашлась парочка критиков, заключивших, что картина рассказывает о проблемах в работе социальных лифтов.
Вы решаете обратиться к первоисточнику: уточняете, кто автор картины, находите картину в музейном каталоге, читаете статью про художника. И узнаете, что на самом деле художник изобразил по памяти рекламный буклет, годами висевший у него дома, и посвятил картину уюту и теплоте родных стен.
Узнав подлинный замысел художника, измените ли вы свое мнение о картине?
Картина может понравится вам вопреки значению, вложенному в нее автором. Картина может понравится вам еще больше благодаря такому значению.
Вам важно мнение автора о собственной картине? Способно ваше суждение о произведении искусства устоять под натиском первоначального, «настоящего» замысла художника?
Насколько истинное намерение художника должно влиять на ваше восприятие и толкование картины – вопрос без правильного ответа.
Есть мнение, что при анализе и оценке произведения искусства замысел автора только вредит. Подлинное понимание зрителем картины искажают навязанные идеи, установки, принципы автора.
К тому же, многие художники не оставили записей о замыслах своих произведений или намеренно отказываются от комментариев. В таких случаях авторский замысел не сыскать.
Даже если допустить, что мнение автора о замысле картины имеет значение, то такое мнение можно рассматривать как одно из множества мнений. Мнение автора сосуществует с мнениями всех остальных и равно им по силе. Такое многообразие мнений несомненно обогащает путь картины в искусстве, служит поводом для дискуссий, развивает художественное мышление.
Альтернативный подход – считать замысел автора единственно правильным. На картине изображено то и только то, что имел в виду автор. Смысл, заложенный художником в картину, – единственно возможный смысл картины. Другим право определять значение картины не дано.
Конечно есть и компромисс: замысел автора – кусочек огромной мозаики из разнонаправленных точек зрения.
Замыслу автора все же стоит уделять внимание – ведь такой замысел может определить, изменить или даже перевернуть ваш взгляд на картину.
Автор картины создает ее на основе своих личных представлениях о красоте, гармонии и выразительности. Познакомившись с такими представлениями, можно более многогранно подойти к задаче понять произведение искусства.
Замысел автора – важная часть социального, исторического, политического, культурного контекста, в котором существует картина.
Решайте, какой подход вам ближе. Поэкспериментируйте с использованием разных подходов к анализу какой-нибудь отдельно взятой картины – отметьте, как меняются ваши взгляды и предпочтения.
Кого еще слушать и читать, наряду с автором картины?
Слушайте и читайте экспертов в области искусства. Они могут оценивать картину, анализировать ее стиль, технику и содержание, а также сравнивать ее с другими произведениями искусства.
Еще слушайте и читайте общественное мнение. Общество в целом также может влиять на то, что считается "красивым" и "значимым" в искусстве. Например, мода на определенные стили и направления может меняться со временем, и это может повлиять на то, как оценивается и продается картина.
В любом случае держите в уме, что толкование произведений искусства – экзамен без правильных ответов. А отсутствие правильных ответов дает шанс на существование любым ответам. Дерзайте!
****
Спасибо за внимание и следите за обновлениями 😘
🤗💡Поддержать автора, художника и арт-блогера можно тут: https://pay.mysbertips.ru/88585573
****
Смотрите также: