Найти в Дзене
Галина Головинова

Как подростковый период влияет на личность человека

Переходный возраст подростков – это период, который может быть непростым для многих из нас. Сложности, связанные с изменениями подрастающей личности, могут вызывать стресс и затруднять адаптацию к миру взрослых. В данной статье мы обсудим какие важные изменения происходят в жизни подростков, чтобы проще понимать на что обратить внимание и успешно справиться с вызовами этого возрастного периода. Этап «подростничества» как переходный возраст предполагает множество физиологических изменений. В это время осуществляется половое созревание, сопровождаемое «гормональной бурей». Однако трудности, которые переживает человек на этапе подросткового возраста, касаются не только появившейся сексуальной сферы. Сложности этого периода вызваны, помимо физиологических, стремительно дающими о себе знать психологическими изменениями. Место главного новообразования среди этих изменений занимает чувство взрослости. Доктор психологических наук А.К.Болотова в учебном пособии «Психология развития и возрастная

Переходный возраст подростков – это период, который может быть непростым для многих из нас. Сложности, связанные с изменениями подрастающей личности, могут вызывать стресс и затруднять адаптацию к миру взрослых. В данной статье мы обсудим какие важные изменения происходят в жизни подростков, чтобы проще понимать на что обратить внимание и успешно справиться с вызовами этого возрастного периода.

Этап «подростничества» как переходный возраст предполагает множество физиологических изменений. В это время осуществляется половое созревание, сопровождаемое «гормональной бурей». Однако трудности, которые переживает человек на этапе подросткового возраста, касаются не только появившейся сексуальной сферы. Сложности этого периода вызваны, помимо физиологических, стремительно дающими о себе знать психологическими изменениями.

Место главного новообразования среди этих изменений занимает чувство взрослости. Доктор психологических наук А.К.Болотова в учебном пособии «Психология развития и возрастная психология» говорит, что появление у человека именно этого чувства является критерием того, что он перешел на подростковый этап.

По мнению советского психолога Д.Б.Эльконина, через чувство собственной взрослости подросток осуществляет целый ряд действий:

- проводит сравнение себя с окружающими (взрослыми, друзьями);

- через наблюдение за другими подбирает паттерны поведения, приемлемые для себя;

- выстраивает с людьми взаимодействие и отношения;

- изменяет природу своей привычной деятельности.

Несмотря на возникновение чувства собственной взрослости, подросток еще не обладает достаточной самостоятельностью и развитостью, чтобы быть взрослым в социальном смысле. Путем несложного анализа социальной ситуации подросток понимает и чувствует неутвержденность и неокончательность своей взрослости, что порождает отсутствие уверенности подростка в себе и в своей новой позиции.

Иными словами, подросток чувствует свою взрослость, однако он все еще зависим от старших взрослых и потому не может быть принят ими и самим собой в качестве равноправного взрослого, хотя стремится именно к этому. Этот внутренний конфликт и способы его разрешения, а также попытки перестроить свои отношения с людьми, исходя из нового мнения о себе как о взрослом, представляют собой социальную ситуацию развития в подростковом возрасте.

Вместе с чувством взрослости возникает и потребность в его утверждении. Попытки ее удовлетворить приводят подростка к борьбе за социальное положение, соответствующее образу себя — взрослого. Это зачастую меняет поведение подростка, а соответственно и его отношения и взаимодействие с окружающими — с семьей, друзьями, учителями.

Проявляется реакция самоутверждения (эмансипации), которая отражается в стремлении подростка получить со взрослыми, с которыми он взаимодействует, равные права. Это создает сложности, разногласия и конфликты во взаимодействии подростков и взрослых.

С началом подросткового возраста (11-12 лет) наступает время борьбы за автономию, которая формируется в более раннем возрасте (до 2,5 лет). Подросток стремится освободиться, стать независимым от тех, от кого зависит в большей степени. Отношение к родителям и учителям на этом этапе оказывается потребительским. Подросток решает свою задачу — обеспечение равенства прав со взрослыми и сравнивает, насколько одинаковые требования проявляют взрослые к себе и к нему.

Психолог по возрастной психологии И.В.Дубровина отмечает, что подростки ревностно относятся к ситуациям, когда взрослые проявляют заботу к самим себе — будь то интересное времяпрепровождение, встречи с друзьями, покупка себе подарков и др. И самостоятельность в подростковом возрасте проявляется, в основном, через борьбу за свободу от родительского контроля и их излишней, по мнению подростка, заботы.

Центральное место на этапе подросткового возраста занимает общение с ровесниками. Оно является залогом психосоциального развития человека в этот период. Несмотря на то, что общением со сверстниками у подростков вытесняется общение с родителями, нельзя сказать, что подростки, таким образом, делают выбор не в пользу родителей. Автор книги «Психология подросткового и юношеского возраста» Филип Райс отмечает, что подростки, как правило, выбирают себе друзей по принципу сходства ценностных ориентаций. А поскольку базовые ценностные представления переходят к подростку от родителей, группа сверстников будет поддерживать и утверждать, а не опровергать ценности родителей. Совпадение ценностей родителей и ровесников может быть связано с едиными условиями жизни — достатком, образованием, религией, политическими предпочтениями.

Таким образом, ориентация подростков на своих ровесников связана не с противостоянием родительским ценностям и установкам, а с желанием подростков, сохраняя общие с родителями убеждения, получить от них эмоциональную автономию. Поэтому ведущей деятельностью подросткового этапа является общение со сверстниками.

Еще одной значимой чертой подросткового возраста является актуализация потребности в принадлежности к какой-либо группе. Это явление получило название реакции группирования, то есть желания подростков осуществлять общение в группе, компании сверстников. В группе подростки имеют возможность пережить «чувство Мы», которое является важным этапом на пути к последующему самоопределению человека на этапе юности.

Таким образом, подросток осуществляет общение в группе, а также имеет отдельное общение с друзьями. Первое развивает умения быть лидером и подчиненным, совместно действовать ради осуществления задач группы. Второе развивает чувство психологической интимности, доверия, близости. Группа является для подростка важнейшей опорой, но в то же время предъявляет к нему серьезные требования как в области соответствия групповым ценностям, так и в поведении. Несмотря на это давление со стороны группы, подростку очень важно быть принятым в желательную для него группу, обладать в ней статусом и авторитетом. Из-за этого у подростков возникает реакция конформности — желание быть похожим на других членов группы. Это проявляется в одинаковой одежде, манере речи, хобби и др.

Особенностью отношения подростков к учебной деятельности, по мнению И.В.Дубровиной, является ее двойственность, парадоксальность. С одной стороны, мотивация к учебной деятельности в подростковом возрасте, как правило, существенно снижается. Это связано, во-первых, с тем, что у подростка усиливается интерес к внешнему миру, к ровесникам, чем вытесняется интерес к школе и учебе. Во-вторых, наблюдая за взрослыми, подростки зачастую делают вывод, что ценность школьных знаний преувеличена и их наличие не является критерием взрослости, к которой подросток стремится.

С другой стороны, подростковый этап является важнейшим, сензитивным (наиболее благоприятным) для формирования у человека тяги к самосовершенствованию и самообразованию, не подкрепленной внешними стимулами в виде контроля со стороны школы и родителей. Иными словами, подросток может достигнуть уровня зрелой учебной мотивации, когда обучение может стать ценным само по себе или как инструмент для реализации жизненных задач [Е.А.Кабанченко, Психологические особенности развития ценностей в юношеском возрасте (Студенчестве)].

На этапе подросткового возраста активно совершенствуются когнитивные навыки человека, появляются самокритика и самоанализ. Подросток приобретает особую форму эгоцентризма, характеризующуюся двумя основными аспектами: воображаемой аудиторией и персональным мифом.

Феномен воображаемой аудитории представляет собой предположение подростка о том, что он все время является объектом наблюдения и оценки со стороны других людей. Свою сконцентрированность на себе подросток переносит на других, считая, что их так же, как и его самого, заботят его поведение и внешний вид. Человек начинает вести себя так, как будто все время находится на сцене, выступая перед аудиторией. Из-за этого подростки бывают не уверенны в себе и застенчивы, а также боязливы и сверхчувствительны по отношению к коллективной критике. Персональный миф — это убежденность подростка в том, что он исключителен, особенно значим и уникален. Зачастую подростки считают, что те чувства, которые переживают они, никто другой никогда не испытывал или не способен испытать. Отсюда возникает убеждение подростков в том, что их никто не понимает и, соответственно, снижается их способность понимать других людей. Подростки часто верят в то, что с ними не может случиться того, что случается с другими людьми, потому что «эти другие» совсем на них не похожи. Появляются установки наподобие следующих: «В отличие от других я никогда не стану наркоманом», «Меня не заберут в полицию» и т. п. Проистекающая отсюда вера в свою неуязвимость порождает рискованное поведение у подростков.

Также развитие подростков характеризуется личностной нестабильностью. Это явление, по мнению С. Холла [Л.Ф.Обухова, Возрастная психология], проявляется в ряде противоречий характера подростков, таких как:

- энергичность, активность и усталость, вялость;

- безудержное веселье и глубокая печаль;

- самоуверенность и застенчивость;

- ориентация на других, на проблемы всего мира и эгоцентризм;

- общительность и замкнутость;

- эмпатия и холодность, пренебрежение к другим;

- стремление к знаниям и равнодушие к обучению;

- желание изменить мир и тяга к рутинности .

В подростковом возрасте также изменяется отношения человека к себе во времени. Если у ребенка «Я» было целостным, то у подростка оно разделяется на «Я» в настоящем и «Я» в будущем, связь которых друг с другом становится для подростка логически обоснованной. Поэтому подросток переживает о своем будущем, понимает, как оно связано с настоящим и начинает формировать образ своей будущей взрослости (в обобщенном идеальном варианте). «Я-концепция» на подростковом этапе только формируется, является незавершенной и нестабильной. На представления подростка о собственном «Я» могут повлиять как внутренние (настроение человека, его оценка себя), так и внешние факторы (мнение родителей, учителей, сверстников; похвалы, критики, насмешки и т.п.) [Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека].

Подростковый возраст характеризуется снижением общей самооценки и возрастанием негативных представлений человека о самом себе. Это связано с тремя основными причинами.

Во-первых, в оценках подростков появляется значимость реальных достижений, которых в силу возраста и социального положения у подростков еще совсем немного, и они испытывают сильный дискомфорт по этому поводу.

Во-вторых, подросток начинается сравнивать себя настоящего с образом идеального будущего «я» и, если расстояние между этими точками критически велико, подросток может замкнуться в себе, перейти от реальной деятельности к фантазированию.

В-третьих, не имея собственной устойчивой «Я-концепции», подростки часто меняют образы для подражания (значимых для себя людей), а поскольку эти образы существенно отличаются друг от друга, ряд качеств, воспринимаемых подростков как позитивные, меняет знак на противоположный с точки зрения другого значимого для подростка лица.

Таким образом, основным новообразованием подросткового возраста становится чувство собственной взрослости. Оно проявляется в стремлении подростка воплотить взрослость в поведении или, по крайней мере, производить впечатление взрослого.

К другим новообразованиям, которые переживает человек на этапе «подростничества» относятся: начало формирования системы ценностей, развитие абстрактно-логического мышления, актуализация восприятия времени, способность к самоанализу и самокритике, борьба за эмоциональную автономию от родителей, усиление роли общения со сверстниками (главным образом, группового).

Результатом вышеприведенных новообразований становится в последующем обретение человеком «Я-концепции» - стабильного и непротиворечивого представления о самом себе. Формирование «Я-концепции» является задачей следующего возрастного этапа - юности.

Важно понимать, что именно в подростковом возрасте на этапе становления взрослой личности характерна активация ранее всех сформированных структур характера. Подростки смешивают свой ресурсный и травматичный жизненный опыт в единый комплекс системы убеждений, чувств и паттернов поведения. Также благодаря пониманию особенностей данного переходного возраста и сформированного ранее характера можно помочь молодым людям стать более уверенными и успешными во взрослой жизни.