Найти в Дзене

🔥Художник вертится в гробу как пропеллер. Разбор картины читателями.

Насчет художника справедливо заметила вчера читательница, наблюдая, что творится в комментариях к моему посту:

Публикуя его я не ожидала встретить такого отклика.

Так же я не ожидала, что взгляды людей на искусство могут настолько не совпадать.

Все мы разные, и это нормально.

Но когда с этим сталкиваешься, и понимаешь, что очевидное для тебя совершенно не очевидно для других - это все равно удивляет).

Итак.

Было предложено найти на портрете двух сестер пугающий своей неуместностью элемент. Ну или не пугающий, если вы не любитель фильмов ужасов - но явно неестественный.

Портрет был написан знаменитым английским художником Френсисом Котсом (1726 - 1770 гг.) в 1757 году.

Портрет самого художника.
Портрет самого художника.

Художник был пионером пастели в Англии. Он начинал писать портреты пастелью и мелками, прославился этим, но позже перешел к масляной живописи, как более масштабной.

Расцвет его карьеры и творчества относится в 1760-м годам. Однако в 1757 году он уже был знаменит и богат.

Вот другие портреты, написанные этим же мастером (листать):

Как видим, это отличные качественные работы. Придраться не к чему.

Но что же не так в портрете, который показала вам я?

Скажу о нем и его местонахождении пару слов.

Этот двойной портрет находится в Музее Спид Арт. В США, в Кентукки.

Фото музея из интернета.
Фото музея из интернета.

Музей был основан в 1927 году. То есть его коллекции чуть меньше 100 лет. Она формировалась как за счет подарков, которые делали музею американские коллекционеры, так и за счет покупок произведений самим музеем. На деньги, которые музею разными путями жертвовали богатые люди (это могли быть просто пожертвования, или завещания на огромные суммы).

Каким путем попала в музей именно наша картина, и где она находилась до этого данных я не нашла. Возможно - она была подарена, как работа великого мастера, а дареному коню, как известно, в зубы не смотрят.

Но что же с ней не так?

Здесь я временно отступаю и даю слово читателям, которые высказали на этот счет свое мнение.

1. Первая группа (маленькая) считала, что с картиной все нормально.

Здесь же выявилась подгруппа тех, кто сообщил мне, что это со мной что-то не так, а картина отличная. Они сразу получили бан за переход на личность (мою).

2. Вторая группа - те, кто увидел неестественное или пугающее, но не то, что бросилось в глаза мне.

Что здесь было найдено (честно говоря, у меня самой от некоторых находок неестественно расширились глаза)):

  • это не девы, а мужчины ( вариант - трансы)
  • у них уродливые мизинцы
  • кровь на губах
  • свернутая шея у левой девы
  • большие головы
  • узкие плечи и вообще детские туловища
  • 6 пальцев у левой девы на правой руке
  • руки разного размера
  • дерево в углу выглядит как человек с завязанными глазами
  • у одной девы шея нормальная, у другой сильно укрупненная
  • на деревьях синие листья
  • волк притаился за спиной девушки слева
  • это два рептилоида с лицами как у покойников
  • девы не отбрасывают тени
  • у дев нет ключиц и плечевых суставов, и груди тоже
  • у дев слишком длинные руки...

Это основные моменты, так сказать.

То есть сводятся они к тому, что пропорции тел у дев нарушены, а фоновый пейзаж совершенно неестественный.

С этим сложно поспорить - действительно, все так!

Но не это вызвало у меня странные и неприятные ощущения.

А вот это:

-5

Маленькая и слишком темная ручка, которая по смыслу должна была бы принадлежать деве в розовом, но для этого локоть руки девы должен был бы находиться на уровне бедра.

Именно эта, странно торчащая посреди композиции мертвая детская ручка, и вызвала у меня ассоциации с сюжетами Хичкока).

3. И я не одна, слава Богу, заметила это несоответствие (которое по моему впечатлению просто резало глаз). Третья группа читателей тоже обратила внимание на эту странную руку:

  • рука между девицами вообще трындец
  • кисти правых рук вызывают большие вопросы. Одна очень маленькая, как будто чужая...
  • правая рука (справа) мужская. Какая-то она крестьянская, не для барышни. И жест странный.
  • за спиной ребёнок тянется (многие с чего-то вдруг решили, что там силит ребенок, от которого художник, внезапно, решил нарисовать только руку по центру композиции - зачем???)
  • А не может быть, что в этом заложен второй смысл - детская рука из небытия...
  • Меня сразу детская рука смутила...
  • А у меня сложилось впечатление, что за девушкой в розовом стоит ребенок и он вытянул вверх руку, а самого его мы не видим.
  • Рука между девушками явно сама по себе, тянется откуда-то снизу, анатомически к телу не привязана.
  • Рука НЕ девы. Явно к кому то тянется....Девушкам грозит опасность))
  • С рукой одной из девушек явная проблема, он непропорционально мала
  • У девушки под юбкой кавалер
  • Ручонка синеватая откуда-то тянется...
  • Правая рука, а может это и не ляп, а особенность девушки?
  • Правую руку девушки в розовом как будто совершенно другой художник писал - в каком-то своём стиле. И форма, и размеры и даже тени на ладони лежат не так.
  • Локоть правой руки, похоже, где-то на уровне паха
  • Лфп - правая рука девушки, которая справа написана явно с нарушением пропорций соотношений частей тела. Угол предплечья должен быть более тупым.
  • Ну и наконец - самый, на мой взгляд, шедевральный комментарий насчет этой руки:

...Сзади правой (у которой болячка на губах) кто-то тонет, а она его вежливо топит. Поэтому ее правой руки не видно (она на голову давит), а видно протянутую руку тонущего....

  • И самый въедливый:

...Рука которая "торчит" явно не ложится в "анатомию" дамы. 1) Это попытка реставрации повреждённого полотна. "Реставратор" смотрел на свою руку, ну и наляпал сие. Возможно это был сам владелец, решил сэкономить. 2) Эта "лапа плотника," возможно требование заказчика. 3) Френсис Котс не является автором этого двойного портрета...

Что касается моей версии - почему мы видим то, что видим,

у меня версий несколько.

1. Автор не Котс. Уж слишком много ляпов.

2. Автор не видел конечного результата. Здесь, хотелось бы подробностей - как это все преподнесли клиентам. Но... мы же с вами видим, что для части людей это вполне отличное произведение. Возможно, клиенты думали так же.

Почему я допускаю, что автор не видел итогового полотна?

Я нашла такую интересную информацию.

С 1746 года костюмы на его картинах стандартно писал другой художник! Это как пример.

Да - художники кооперировались. И каждый писал то, что ему больше удавалось. Как понимаю, Котс писал только головы и лица. А все остальное писали другие. Может быть ученики, может быть художники, которые имели такую специализацию (например - один писал только одежду, ему удавались складки, другой - только фон, а третий, который, наверное, отметился на нашем шедевре - искал себя в разных направлениях))).

Мастерская была производственным предприятием. Одни принимали заказы, другие частями выполняли, третьи доставляли клиенту. Так вот и получались иногда такие "шедевры".

В общем - всем спасибо за участие - не знаю, как вам, а мне было очень интересно!

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.