«Мемориальный бум», всплеск изучения памяти различных сообществ и групп, который часто не укладывается в рамки официального государственного канона, — черта нашей эпохи. Ученым интересно, как и кем создаются и сохраняются образы прошлого, в каких целях они используются и какие общественные реакции вызывают. Почему, к примеру, об одном и том же событии разные сообщества помнят по-разному?
Разобраться в проблематике и направлениях научных штудий из области memory studies поможет подборка книг Рауфа Шумякова, магистранта факультета истории ЕУ СПб.
Каждую из этих книг можно приобрести со скидкой 25%, просто зарегистрировавшись на нашем сайте.
Юлия Сафронова «Историческая память: введение», ЕУ СПб, 2021
Учебное пособие доцента факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге призвано познакомить читателя с азами в области memory studies. В чем значение Мориса Хальбвакса для последующих исследований коллективной памяти? Что такое культурная травма, политика памяти и публичная история? Как нации «изобретают традиции» и «воображают себя»? Об этом и многом другом вы узнаете из этой книги.
Алейда Ассман «Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика», НЛО, 2023
Немецкий культуролог и историк Алейда Ассман, пожалуй, один из самых известных авторов в области изучения коллективной памяти. Книга состоит из двух частей. В первой представлена попытка систематизации и синтеза многообразия подходов и концепций, разрабатываемых в рамках memory studies. Вторая часть — исследование того, как травматический опыт жертв Второй мировой войны и Холокоста представлялся в текстах и памятниках, осмыслялся германским обществом, сохранялся в памяти последующих поколений и в итоге стал стержнем идентичности Западной Европы.
Российский филолог Николай Эппле ставит в центр своего рассмотрения травматический опыт России — систему государственных репрессий СССР. Ученый предлагает сжатое описание истории репрессий и подходы к «проработке памяти» о них в Советском Союзе и современной России. В книге Россия помещается в сравнительный контекст — автор предлагает посмотреть на случаи работы с «неудобным прошлым» в Аргентине, Испании, ЮАР, Польше, Германии и Японии. Каждое из перечисленных государств имело свой травматический опыт. Выделение механизмов и способов обращения с травматическим опытом в этих странах — основа для описания сценариев по проработке памяти о репрессиях в современной России.
Марианна Хирш «Поколение постпамяти. Письмо и визуальная культура после Холокоста», Новое издательство, 2021
Недавно переведенная книга американского литературоведа Марианны Хирш продолжает разговор о травматическом опыте и его межпоколенческой передаче. Исследовательницу интересует, как память о Холокосте передается от ее непосредственных носителей к поколениям детей и внуков. Через эту передачу образы событий превращаются в «постпамять» — память о том, что случилось не с тобой, но что ты переживаешь как свой непосредственный опыт. Концепция «постпамяти» может быть полезна и при осмыслении отечественного прошлого: как, к примеру, травматический опыт участников Великой Отечественной войны «переживался» (и «переживается» сегодня) столь же остро, как и личный опыт, поколениями их детей и внуков.
Память о Великой Отечественной войне пронизывает современное российское общество. Симфония Шостаковича, плакаты «Родина-мать зовет» и «На Берлин» — эти символы каждый россиянин знает со школьной скамьи. Говоря о Второй мировой войне, мы наверняка вспомним блокаду Ленинграда, Сталинградскую битву и открытие второго фронта. Для Западной Европы краеугольным камнем памяти является Холокост. Но «как» помнит о Второй мировой войне остальной мир? И как коллективная память о войне влияет на внутреннюю и, что особенно интересует авторов, внешнюю политику государств Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Латинской Америки? Ответы читатели найдут в этой книге.
Заключительная книга подборки — о том, как коллективная память функционирует в цифровом мире: как компьютер, смартфон или социальная сеть определяют то, что и как мы помним о прошлом. В книге вы найдете ответы на вопросы, как TikTok наводит мосты между Сталиным и Тимой Белорусских, почему YouTube сделал Евгения Понасенкова лидером «новой историографии» Отечественной войны 1812 года и зачем происходят «кибер-войны» вокруг правок статей в Википедии (на примере движения Black Lives Matter). Кроме того, из книги вы узнаете об основных концепциях цифрового поворота в memory studies (среди которых коннективный поворот, цифровой архив, мобильная память, геймификация прошлого и др.), а также о подходах к изучению конкретных посредников цифровой памяти.
На все книги из наших подборок действует скидка 25% на сайте БММ.ru