Самая главная ошибка, которую допускают владельцы дизельных легковых авто, заключается в том, что, цитата с форума: «…если заливать качественную соляру, то с системой питания Коммон рейл никаких проблем не будет».
Будут!
Проблемы имеются даже у европейских владельцев дизелей, которые заправляются исключительно качественным (европейским) дизтопливом, а что уж говорить о наших? Не спасают даже брендовые АЗС, которых в той же Москве — чуть не по «букету» на каждой развязке.
Вторая большая печаль заключается в том, что рядовой владелец дизеля (в условиях гаражного кооператива или «доступной» СТО даже при наличии набора подручных и «нужных» инструментов) ничего не сумеет правильно продиагностировать и определить. Для этого нужно весьма и весьма специфическое оборудование. Самостоятельно определить, какая форсунка «прохудилась», нужно ли ее почистить или заменить, – без специального инструментария невозможно.
Помимо прочего, причиной перерасхода топлива может оказаться вовсе и не форсунка, а совершенно другая деталь, причем никакого отношения не имеющая к системе питания. Только на сервисе вам могут указать, сказать и показать наглядно, требуется ли ремонт форсунок или необходима их замена.
Мне всегда бывает смешно, когда кто-нибудь из молодых неопытных водителей спрашивает, а знаю ли я какой-нибудь уважаемый автосервис, «где хорошо чистят форсунки»? Конечно, знаю!
Но невдомёк моему собеседнику, что машина может «тупить» не только из-за форсунки, а по целому ряду причин. Причем, если «умерло» или начинает «умирать» какое-то, хоть одно, рабочее звено в цепи системы питания, мотор точно не будет нормально работать.
А список в этой цепи устройств длинный, и вот его очень и очень короткий вариант:
- Датчики коленчатого и распределительного валов.
- Датчик (или датчики) давления воздуха и/или температуры охлаждающей жидкости.
- Датчик массового расхода воздуха.
- Датчик температуры воздуха, который поступает в приемный коллектор.
- Датчики температуры и состава выхлопных газов.
- Регулятор (регуляторы) холостого хода.
- ЭБУ — электронный блок управления двигателем и его системами.
- EGR, система рекуперации выхлопа (которая и сама по себе состоит из огромного количества компонентов).
- Топливный погружной насос в баке.
- ТНВД (насос высокого давления).
- Состояние топливных магистралей, а для дизеля их герметичность критична.
- Топливная рампа…
- …и, наконец, форсунка (а точнее — форсунки).
В современном дизельном моторостроении применяются системы Common rail, сегодня это самые прогрессивные. Они устанавливаются на автомобилях экологических классов, начиная от Euro-3 и далее. Чем выше экологический класс, тем выше и статус, и цена автомобиля, и, главное, требования заводов-изготовителей в отношении регламентных ТО, диагностики, и ремонта топливной аппаратуры. Однако качество дизтоплива в нашей стране «оставляет желать лучшего», регламентные сроки мы не всегда выдерживаем, поэтому приходится топливную аппаратуру ремонтировать. В том числе и форсунки.
Отечественные СТО сегодня умеют делать и текущий, и даже капитальный ремонт самых разных дизельных систем (и разных поколений) от всех мировых производителей — DELPHI, BOSCH, DENSO и многих других.
Топливная форсунка: промыть или выбросить?
Конечно, — и промыть, и почистить, и отремонтировать!
А вот выбраковать и отправить в утиль форсунку сумеет только профессиональный моторист.
По способам впрыска форсунки делятся на:
- механические;
- гидравлические;
- электромагнитные;
- пьезоэлектрические.
Причем принцип работы у них одинаков независимо от вида и типа. Засорение форсунки — это не только сложности при пуске двигателя утром, это и нестабильная его работа во всех режимах, и повышенный расход топлива, и тд и тп.
Зачем форсунки нужно промывать/чистить/ремонтировать?
В процессе работы, при сгорании топливной смеси, происходит образование смолянистого нагара/налета, который образуется на клапанах, днищах и кольцах поршней, а также аккурат на соплах форсунок, на их калиброванных отверстиях. Диаметры и формы этих отверстий со временем (в процессе естественной эксплуатации) меняются. Если в бензиновых моторах, например, происходит образование этого самого налета/отложений, и соответственно уменьшаются размеры этих отверстий, то в дизеле наоборот — имеющийся в топливе абразив буквально «изгрызает» металл форсунки, меняется и форма калиброванного отверстия и само оно увеличивается в диаметре (поэтому, кстати, и главная причина перерасхода топлива). Вследствие этих процессов топливно-воздушная смесь становится далеко неоднородной, отсюда и все проблемы с двигателем и вообще с машиной.
Присадки в дизельное топливо? Да, это вариант, причем наиболее распространенный у владельцев-дизелистов…
…однако не самый эффективный.
Без специальных приборов невозможно определить, что одна из четырех (или из шести, или одна из шестнадцати) форсунок в вашем двигателе неисправна. И при этом необязательно, чтобы она совсем «умерла», она будет продолжать работать, будет оставаться работоспособной, однако ее производительность может составлять от номинальной, например, только 60%. Вот тебе и перерасход.
Факторы, которые влияют на «сроки жизни» наших форсунок, следующие:
- естественный износ в процессе эксплуатации автомобиля (и даже с применением высококачественных ГСМ (топлива и моторных масел);
- а усугубляет ситуацию и ускоряют износ — некачественное топливо и «левые» моторные масла (где мы, чего греха таить, пытаемся иногда сэкономить), на них как раз и приходится львиная доля всех поломок и неисправностей дизельных топливных систем, в том числе и форсунок;
- нарушение сроков и регламентов технического обслуживания дизельных топливных систем (и в отличие, например, от бензиновых, они, как правило, чуть не вдвое короче);
- неправильный/неграмотный/непрофессиональный ремонт и диагностика форсунок.
Когда требуется ремонт форсунок, ТНВД и тд? Основные признаки
Найти истинную причину неисправности дизельной топливной системы можно только в условиях специализированного автосервиса и при наличии необходимого диагностического, компьютерного и ремонтного оборудования.
К основным признакам, которые должны вас насторожить, как владельца дизельного автомобиля, нужно отнести следующие:
- Проблемы с запуском ДВС, причем, не только утренние, а как раз те, которые явно выражены, когда двигатель прогрет.
- Двигатель может «троить» (четверить, шестерить), и причем, чем больше цилиндров, тем «троение» будет меньше выражено и заметно — это закон.
- Появились непривычные (да и вообще новые) звуки и шумы при работе двигателя, причем не только на холодную, но и в течение дня.
- Появилась «излишняя» дымность выхлопа; дым может быть и белым, и сизым и/или черным; сизый/синий дым — это горящее моторное масло, черный — несгоревшие остатки дизельного топлива.
- Перерасход топлива — а подобный признак может указывать на любые неполадки в дизельной топливной системе, начиная от чистого/грязного топливного бака и заканчивая «умирающей» или «умершей» форсункой.
- Падении мощности и тяги двигателя, которые поначалу могут ощущаться, например, на подъёме, на внедорожье или при груженом автомобиле.
Резюме
Говорил, говорю и буду повторять — при малейших подозрениях тут же начинайте задумываться о посещении автосервиса.