Найти в Дзене

"Церковь и пиар – понятия несовместимые..." Игумен Нектарий об участии Церкви в информационных войнах

Профессиональный журналист, отец Нектарий хорошо знает специфику работы в средствах массовой информации. Можно ли церковным людям использовать современные пиар-технологии для продвижения своих идей? Нужно ли отвечать на всякую попытку дискредитировать Церковь? Вот некоторые мысли священника Искусственная реальность Мы постоянно барахтаемся в потоке, где правда искусно перемешана с ложью, где за самыми правильными и высокими словами то и дело кроются циничный расчет и преступная корысть, где от имени Христа покушаются вещать люди, нимало не отличающиеся от тех, кого во дни Своего земного служения Он неустанно обличал.
Сегодня спорят и дискутируют не живые люди. Сегодня это газеты, журналы, телепрограммы, интернет-ресурсы. И там создаётся совершенно иная реальность, далекая от той реальности, которая существует в действительности. Переходить на это поле, нам неподвластное, нами неконтролируемое и пытаться что-то там выиграть – это совершенно неправильные задачи.
Мы должны всего-навсего с
Оглавление

Профессиональный журналист, отец Нектарий хорошо знает специфику работы в средствах массовой информации. Можно ли церковным людям использовать современные пиар-технологии для продвижения своих идей? Нужно ли отвечать на всякую попытку дискредитировать Церковь? Вот некоторые мысли священника

Игумен Нектарий (Морозов)
Игумен Нектарий (Морозов)

Искусственная реальность

Мы постоянно барахтаемся в потоке, где правда искусно перемешана с ложью, где за самыми правильными и высокими словами то и дело кроются циничный расчет и преступная корысть, где от имени Христа покушаются вещать люди, нимало не отличающиеся от тех, кого во дни Своего земного служения Он неустанно обличал.
Сегодня спорят и дискутируют не живые люди. Сегодня это газеты, журналы, телепрограммы, интернет-ресурсы. И там создаётся совершенно иная реальность, далекая от той реальности, которая существует в действительности. Переходить на это поле, нам неподвластное, нами неконтролируемое и пытаться что-то там выиграть – это совершенно неправильные задачи.
Мы должны всего-навсего свидетельствовать о том, что есть.

Что такое пиар

Появилось такое выражение, как «церковный пиар», «православный пиар». Но Церковь и пиар – понятия несовместимые. Хотя их зачастую пытаются совместить.
Что такое пиар? Мы берём какой-то продукт и продвигаем его на рынке, рассказывая о том, какой он замечательный. При этом мы тщательно обходим какие-то негативные моменты, с этим продуктом связанные. Иногда вредный продукт пытаются представить полезным... Можем ли этим заниматься мы? Ни в коем случае.
То, о чём говорим мы, не нуждается ни в рекламе, ни в продвижении: мы говорим в первую очередь о Христе. Не надо рассказывать о том, какие в Церкви люди хорошие и как у нас всё замечательно. Вся наша жизнь должна быть свидетельством только лишь о Христе. Потому что мы не можем и не должны предлагать миру какой-то другой проповеди, которая бы отличалась от проповеди апостольской. Они говорили именно о Христе, о жизни во Христе и о том, что к этой жизни ведёт.

Как убедить других

Невозможно посредством рассказа о Церкви кого-либо в чём-либо переубедить. Сотрудничая со СМИ, мы можем лишь создавать определенный определённый информационный фон, не более того.
Люди могут убедиться в чём-либо или переубедиться только под воздействием живого реального примера.
Человек приходит в храм, и ему там хорошо, он чувствует, что здесь жизнь подлинная, настоящая, какая должна быть, – и он там остаётся. Ему больше ничего не надо доказывать. А доказывать на уровне публикаций, на уровне какого-то там телевизионного или иного медийного продукта, – мне кажется, это совершенно бесперспективная задача.

Против кого мы боремся

Формулировка «участие Церкви в информационных войнах» мне кажется крайне спорной. Церковь вообще не призвана к тому, чтобы вести какую бы ни было войну, кроме той войны, той борьбы, о которой говорит апостол Павел. А он говорит, против кого наша борьба. Не против средств массовой информации. Не против людей, которые пытаются Церковь каким-то образом дискредитировать.
Безусловно, в СМИ должно присутствовать наше свидетельство, но главное - это свидетельство жизни. А попытка выиграть информационную войну обречена на провал, да и сама по себе носит небезукоризненный характер. Не надо этого.

Главное в общении с журналистом

Не надо воспринимать журналиста как человека, через которого мы должны что-то донести, как человека, который может нам помочь, сыграть какую-то роль в поставленной перед нами задаче, в том деле, которое мы совершаем. Нет, нам нужно смотреть на журналиста как на человека, которого нам послал Господь. И говорить с ним так, чтобы в первую очередь достучаться до его сердца.
Если нам это удастся, то всё остальное он сделает сам.
Если нам это не удастся, то всё, что он сделает, будет иметь очень мало цены.