Работая с детьми, подростками и молодыми людьми я поняла, что зачастую они испытывают сильное чувство дискомфорта не столько от самого страха, сколько от того, что они ощущают этот страх. В одной из книг о Гарри Поттере, профессор Люпин выяснил, что Гарри боится не того, что боггарт способен обратится в Волан де Морта. Гарри боялся не всемогущего Темного Лорда, он боялся дементора, олицетворяющего страх. Реакция Гарри естественна для подростков и юношей, потому что они не боятся абсолютного зла, с которым они готовы внутренне бороться. Нет, они боятся почувствовать страх.
У них складывается впечатление, что страх, испытываемый ими, делает их уязвимыми, неполноценными. И я была подростком, и я чувствовала этот страх. И я, не зная истинной природы страха, считала, что чувствую его я одна и считала себя ущербной.
Каждый из нас, кто в тот или иной период своей жизни был жертвой своих собственных страхов. И каждый из нас боролся со страхом относительно собственной неполноценности по мере своих представлений о существующих путях преодоления страха.
Тогда в подростковом возрасте, я видела людей, которые научились притворяться, что им все безразлично. Глухие стены, которые они возводили вокруг себя, не сделали их людьми без эмоций, которыми они казались окружающим. Эти стены сделала их одинокими. Теперь, став наконец, взрослым человеком, я понимаю, что в жизни этих людей, рано или поздно наступает такой день, когда они начинают ломать эти великие китайские стены. И процесс разрушения этих стен занимает очень много времени.
Есть русская пословица, которая звучит так: «Клин клином вышибают». Говоря просто, ее смысл заключается в том, что подобное излечивается (искореняется) подобным.
В ключе затронутой мной темы, вышеприведенную пословицу можно интерпретировать и так, что один страх может быть уничтожен другим страхом.
Не только я, но и вы неоднократно слышали истории о том, как мальчишек учили плавать, бросая их в воду или о том, как постоянные издевательства приводили мальчика в секцию бокса и делали его чемпионом.
Все эти истории базируются на идее о том, что страх перед чем-либо потенциально опасным может быть вытеснен в ходе прямого столкновения с опасностью. Страх перед водой преодолевается жаждой жизни. Страх перед физической агрессией «лечат», прививая формы допустимой (спортивной) агрессии.
В Советском Союзе было принято считать, что юный шалопай без царя в голове может быть излечен от разгильдяйства, хамства и хулиганства, если отслужит два года в армии. Все вокруг и сам парень были уверены, что: «Армия сделает из него человека».
И, да, в условиях той армии - это, действительно, работало.
Дед мой участвовал в освобождении Беларуси. Он был там ранен. О войне он вспоминал преимущественно в окружении своих товарищей-фронтовиков. Он и другие солдаты, рассказывая о страхе тех лет, упоминали о том, что этот ужас перед смертью проходил, когда они видели многочисленные жертвы среди мирного населения на территориях, оккупированных гитлеровцами.
Именно это понимание бесчеловечности происходящего превращало мирного человека в воина-освободителя.
Высокая цель - спасение людей помогла моему деду преодолеть страх смерти.
Тот, кто забудет о тех, кто сражался против нацистского зла - манкурт. И тот, кто призывает к этому - манкуртизатор. Манкуртизатор не сможет добиться своей цели, пока ты не забудешь о своих предках!
Насмешки над нашей общей Победой и ее ценой - недопустимы.
Восемь миллионов наших солдат и более двадцати миллионов мирного населения, уничтоженного гитлеровцами - это не поводок для насмешек!
Попирателей истории своего народа должны остановить мы все.
Те, кто защищали Родину - герои.
Те, кто сотрудничал с гитлеровцами - предатели с рабским сознанием. И те, кто пытается их воспевать, дискредитируя наших с вами отцов и дедов - содействуют возвращению гитлеризма.
Помни имя свое родовое, помни свои родовые истоки, помни каждого достойного человека в своем роду, в своей стране!
Равняйся на достойных.
Нужно ставить перед собой именно высокие цели.
Изначально, нормальное чувство страха - это эволюционный механизм, помогающий выжить.
Те, кто научился справляться со страхом, чтобы он не затуманивал рассудок - выживали.
Вот такой был отбор. Он был жесток. Но наши предки выжили, дали потомство, которое также выжило в жестокой борьбе.
Выживали те, кто был не только способен чувствовать страх, но и преодолеть его и пробежать нужно количество метров, а потом вернуться и воткнуть копье в голову напавшего хищника.
Если ты жив сегодня, то это значит только одно - твои далекие предки, боялись, но боролись.
А, проиграв сражение, они снова рано или поздно возвращались на исходные позиции.
Москва была сдана после Бородино. Но потом была смоленская дорога и Березина. И в конце войны русская армия взяла Париж.
А казахи сто лет сопротивлялись джунгарам. Но в итоге, сохранили свои земли для своих потомков.
Изучай историю своей земли. Гордись героями своего народа.
Помни, что твои предки не были безмолвными жертвами. Они боролись за себя, семью, род, народ и свою Родину.
Будь равен им в их свободном духе!
Ибо жизнь борьба! И нужно выйти из нее либо с победой, либо с честью!
П.С.:
Между нами и нашими обезьяноподобными первыми человеческими предками - тысячи и более поколений. За нами не охотятся ежеминутно четвероногие хищники и конкурирующие с нами другие человеческие стада. Но мы с тобой произошли от тех, кто победил.
Не позволяй двуногим хищникам превратить твою гордость и силу в позор и бессилие!