С 2019 года предприниматели обязаны маркировать табачные изделия. Распоряжение об этом было утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р. Для удобства внедрения маркировка разделена на несколько этапов. Так, немаркированный товар можно было продавать до 1 июля 2020 года.
Зачем нужна маркировка табака?
Маркировка — это процедура нанесения на продукцию идентификационных кодов. Благодаря им можно отслеживать весь путь товара от производителя до конечного потребителя. Это позволяет снизить долю контрафакта в магазинах.
Для маркировки используют коды Data Matrix. Их считывают 2D-сканеры. Они продаются отдельно. Некоторые кассы оснащены встроенными сканерами.
Схема использования маркировки простая:
- Производитель запрашивает коды у Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Благодаря этому сигареты появляются на балансе предприятия.
- Поставщик покупает табачные изделия. Для этого производитель передает ему накладную. Она должна быть электронной.
- Продавец покупает сигареты у поставщика. В продажу пачки поступают с теми же кодами, которые были использованы производителем. Благодаря маркировке легко проверить весь путь.
- Покупатель покупает сигареты. Продавец сканирует код, и пачка списывается с баланса магазина. Жизненный цикл табачного изделия заканчивается.
Покупатель легко может проверить подлинность пачки. Для этого нужно скачать и установить на смартфон приложение «Честный ЗНАК». Потом остается просканировать код и изучить информацию.
Из чего состоит код маркировки?
В коде скрыто большое количество информации. Так, 14 цифр содержат данные о полной истории товара: создание, перемещение, продажа. Еще 7 цифр служат идентификацией конкретного товара. Потом добавляются сведения о максимальной розничной цене — это 4 цифры.
Сигареты обычно продаются блоками. Пачки маркируются немного иначе. На них наносится код с информацией о товаре, идентификационный код и 8 проверочных цифр.
Для транспортной упаковки используют SSCI — специальный код из 18 цифр.
Этапы внедрения маркировки табачной продукции
Правила изложены в Постановлении Правительства РФ № 224. Продолжительность маркировки: с 2019 по 2021 год. После истечения срока вся табачная продукция должна иметь коды.
Прежде всего ограничения коснулись производителей. С июля 2019 года они должны были прекратить выпуск немаркированной продукции. Каждая пачка должна отгружаться с универсальным передаточным документом. Розничные продавцы были обязаны продавать товары по маркировке, если она имелась. До 1 июля 2020 года разрешалось распродавать немаркированные остатки.
Второй этап, который начался 1 июля 2020 года, — маркировка альтернативной продукции. Это любой табак: жевательный, кальянный, трубочный и т. д. Сюда же относятся сигариллы, сигары, биди, крикет.
Третий этап — маркировка никотиносодержащей продукции. Это разные гели и жидкости для парения, вейпы. Продлился этап до 28 февраля 2022 года. С 1 января 2023 года был запрещен оборот немаркированных изделий.
И производителям, и продавцам табачных изделий необходимо соблюдать требования законодательства. Так, производителю нужно подключить систему электронного документооборота и отправлять в «Честный знак» информацию о переданных поставщику товарах.
Для розничных продавцов все просто: нужно использовать кассу, которая работает с маркировкой. При продаже нужно считывать код, и информация будет передана в систему «Честный ЗНАК». Операции не занимают много времени и не влияют на скорость обслуживания клиентов.
Оставьте заявку на комплексное подключение к системе обязательной маркировки.
Проконсультируем и подберем подходящие решение под цели вашего бизнеса для законной продажи маркированного товара, учитываемого в Национальной системе цифровой маркировки «Честный ЗНАК».
Подписывайтесь на наш телеграм-канал https://t.me/astrixsolutions и не пропускайте наши публикации.