Найти тему
Культурный рассвет

Как Кирк Дуглас проигнорировал "черный список" КРАДа.

Такое своеобразное явление как «черный список» (откровенно презренное для общества, называющего себя демократическим) вызывало дискомфорт у многих работников Голливуда, даже никак не связанных с левыми политическими силами.

Во-первых, это было бестактным наступлением на конституционные права и свободы, о чем заявлял в ту эпоху телеведущий Эдвард Марроу в передаче «See it now».

Во-вторых, это выводило из игры целую когорту наиболее продуктивных и квалифицированных специалистов, в которых студийные бонзы остро нуждались. Два этих фактора (моральный и экономический) в какой-то момент могли бы быть использованы кем-то для пробивания бреши в реакционной стене КРАДа, если бы нашелся человек с соответствующими амбициями.

Кирк Дуглас
Кирк Дуглас

История выбрала для этой роли Кирка Дугласа. К 1958-му году он уже успел стать полноценной звездой: зритель знал его по нуарам «Из прошлого» или «Туз в рукаве», к тому же Дуглас номинировался на заветную золотую статуэтку за роли в «Жажде жизни», «Злых и красивых» и «Чемпионе».

Но планы этого артиста на карьеру явно шли дальше. Он основал продюсерскую компанию Bryna Productions, через которую планировал создавать те проекты, которые казались привлекательными и интересными. На базе Bryna Дуглас в 50-е годы сделал «Тропы славы» (реж. Стэнли Кубрик), «Викингов» (реж. Ричард Флейшер) и «Последний поезд из Ган-Хилла» (реж. Джон Стёрджес), но, несмотря на хороший художественный уровень этих лент, они не стали суперхитами. А именно суперхит нужен был Дугласу.

-2

В своих поисках Дуглас обратил внимание на безумный успех пеплума Уильяма Уайлера «Бен-Гур» (первый случай в истории, когда фильм получил 11 «Оскаров»!). Античные блокбастеры из эпохи Древнего Рима очень нравились американской публике, и Кирк Дуглас решил попытать счастье на этом поприще. Так его взгляд упал на роман Говарда Фаста «Спартак». По иронии судьбы, Фаст тоже был коммунистом, оказавшимся на обочине из-за атаки КРАД — он отсидел в тюрьме 3 месяца, где и начал работу над историческим романом о Спартаке, в котором осмыслял эту фигуру в качестве революционного лидера. Книгу, разумеется, не захотело печатать ни одно американское издательство, потому Говард Фаст опубликовал роман собственными силами. При этом после ХХ съезда КПСС и подавления Венгерского восстания 56-го года Фаст отрекся от компартии.

Роман «Спартак»
Роман «Спартак»

Изначально, купив права на книгу, Кирк Дуглас согласился на условия Фаста, что тот сам может написать адаптированный сценарий. Но писатель оказался совершенно неспособен работать в русле кинодраматургии, требовавшей четкого и организованного действия. К сожалению, Фаст потратил очень много времени, и Дугласу нужно было нагонять темп, чтобы успеть выполнить обязательства перед студией Universal, выступавшей дистрибьютором. До предоставления законченного драфта сценария на суд главе студии Эдварду Мюлю оставалось 4 недели.

Так слухи привели Кирка Дугласа к писателю по имени Сэм Джексон. Это оказался один из многочисленных псевдонимов, которыми пользовался Далтон Трамбо. Он обладал репутацией не просто высококлассного сценариста, но и способностью работать с невероятной скоростью. Наплевав на риски от работы с автором из «черного списка», Дуглас решился поработать вместе с Трамбо. Разумеется, учитывая гражданские взгляды последнего, трудно было найти лучшую кандидатуру, чем он (Трамбо к этому моменту уже порвал с коммунистами, но не отказался от идеалов). И он успел завершить вариант «Спартака» в срок, представив на страницах этого сценария героя, который прошел путь от бессловесного раба до осознавшего свое достоинство свободного человека с душой, сердцем и мозгом, и способного поднять массы на борьбу с угнетателями. Т.е. стать вождем, который должен делать то, что, по словам Трамбо, «должны были делать все лидеры от Моисея до Ленина».

Режиссером ленты сначала утвердили Энтони Манна, но вскоре его сменил молодой Стэнли Кубрик.

Стэнли Кубрик
Стэнли Кубрик
Энтони Манн
Энтони Манн

Забавно, что в это же самое время United Artists запустили разработку проекта «Гладиаторы» — другого пеплума про то же самое восстание Спартака, но по роману Артура Кестлера, с Мартином Риттом в режиссерском кресле и Юлом Бриннером в роли легендарного фракийца. А над текстом будущего фильма работал другой писатель-призрак, Абрахам Полонски под псевдонимом Айра Вольферт (такой человек и правда существовал, но не имел никаких связей с «Гладиаторами»). Картина Мартина Ритта так и не была снята.

Промо-постер несостоявшихся «Гладиаторов»
Промо-постер несостоявшихся «Гладиаторов»

Однако создание «Спартака» по воспоминаниям Кирка Дугласа превратилось в настоящую головную боль:

«Это было похоже на поле боя. Стэнли Кубрик против Далтона Трамбо. Чарльз Лоутон против Лоуренса Оливье. Кубрик против оператора Расселла Метти. Питер Устинов сравнивал политику на площадке с «балканским правительством в старые добрые времена»»

Готовый фильм, сегодня считающийся классикой, в какой-то степени отражает все противоречия, складывавшиеся вокруг него: Дуглас хотел сделать героический голливудский фильм; Кубрик хотел снять концептуальный эпик в стиле Эйзенштейна; Трамбо хотел написать фильм о низовом политическом лидере и классовой борьбе. При этом за пределами студии царила охота на ведьм.

Вуди Строуд, Стэнли Кубрик и Кирк Дуглас на съемках «Спартака»
Вуди Строуд, Стэнли Кубрик и Кирк Дуглас на съемках «Спартака»

На выходе вышел не только культовый пеплум, но и культурное явление, де-факто уничтожившее понятие голливудских «черных списков». Кирк Дуглас поставил реальное имя Далтона Трамбо в титры. Точная причина неизвестна. Есть версия, что так он пытался удержать в проекте Трамбо, который был в ярости от того, что его текст регулярно переписывался всем актерским составом от Лоуренса Оливье до Питера Устинова, а заодно и Стэнли Кубриком. Есть версия, что Дуглас был просто настолько уверен в материале, что решился на столь благородный жест. Так или иначе, это произошло. Вдобавок новый президент США Джон Фицджеральд Кеннеди, презрев антикоммунистические пикеты, открыто посмотрел ленту и публично ее поддержал.

«Спартак»
«Спартак»

Получилось, что Спартак боролся не только с римскими элитами, но и с реакционными бюрократами.

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!