Когда молодая женщина становится вдовой, ей предстоит не только самой переживать утрату но и объяснять детям, что случилось и помогать им справиться тоже.
Нам сложно говорить на тему потери близкого человека с детьми, так как самим трудно понимать и принимать смерть и кажется, что ребенку это тоже недоступно. С другой стороны мы хотим защитить детей от страданий и боимся той глубины, с которой они могут страдать от потери близкого человека.
Весь мир становится для ребенка чужим, когда он переживает сильное горе из-за потери. Необходима помощь взрослого, чтобы ребенок обрел почву под ногами, что бы к нему вернулась вера в жизнь
На самом деле ребенок может справиться с утратой, если ему говорят правду и позволяют поделиться чувствами, которые люди естественно испытывают, страдая.
В раннем детстве присутствие родителей настолько необходимо и важно, что ребенок, потеряв одного из родителей испытывает как бы двойную утрату, если из-за собственного личного горя оставшийся в живых родитель отстранен от эмоционально. Необходимо утешать и поддерживать ребенка.
Для ребенка который не владеет речью, но уже потерял близкого человека, горе приобретает исключительно физический и эмоциональный характер. Младенец не может преодолеть свою беду выговариваясь: у него нет ни «своих», ни «чужих» слов. Осознание произошедшего происходит у него по мере взросления.
На этом этапе малыша надо успокоить, понять в чем он сейчас нуждается, дать возможность тактильного контакта столько сколько ему требуется, с любым из близких людей, если мама не может.
Ребенок новость о смерти близкого человека воспринимает буквально
Дети от 2 до 3 лет воспринимают смерть как сон или путешествие, из которого можно вернуться. Они не понимают значение слова «смерть», «всегда», «никогда не вернется». Ребенок думает, что его мысли могут оказывать влияние на окружающий мир. Он живет в иллюзии всемогущества и трудно отделяет фантазии от реальности.
Если говорить, что «папа на небесах» или ушел - то ребенок обычно спрашивает, а где это, куда ушел? И как туда попасть? И если он смог туда уйти, то сможет и вернуться. Используя вместо «умер» слова «уехал» или «заснул», вы рискуете запутать ребенка. После этого он может бояться засыпать и никогда не захотеть путешествовать.
Ребенок осознает только конкретные действия и лучше избегать расплывчатых формулировок и эвфемизмов.
Нужно мягко объяснить, что близкий не вернется, что он умер. Чтобы снизить последствия переживания утраты в этом возрасте важно создать надежное стабильное окружение ребенку и стараться поддерживать режим питания и сна.
В возрасте 3-5 лет понимание смерти еще ограничено. Могут возникнуть жалобы на боли в животе, головную боль, возможны высыпания, упадок настроения, появление страха темноты, одиночества.
Можно предложить засыпать с любимой игрушкой. Важно дать понять ребенку, что о нём заботятся
В 5-7 лет смерть воспринимается как вторжение извне и часто представляется в виде пугающего мистического создания, которое приходит и забирает людей. В этом возрасте возможно проявление «неадекватности» в поведении, агрессия, гнев.
Важно успокоить ребенка, быть с ним перед засыпанием, когда страхи особенно проявляются. Можно предложить оставить открытой дверь или неяркий свет в комнате.
Дети от 7 до 9 лет часто задумываются о смерти, они уже понимают, что смерть неизбежна и окончательна, но они не умеют справляться с чувством тревоги и беспомощности. Понимают реальность смерти, но им трудно вообразить, что они или их близкие могут умереть.
В поведении детей от 10 до 12 лет можно видеть перепады настроения, чередование грусти, развлечении, игр. Ребенок может бояться и не хотеть чтобы мама куда-то уходила, не может отпустить её. Или ребенок начинает со всеми ребятами знакомиться и их должно быть много, как бы заполняя чувство пустоты и одиночества. Чтобы минимизировать пугающие фантазии, необходимо давать точную информацию о смерти и разрешать детям задавать вопросы.
Реакции горя у подростков похожи на реакции взрослых и детей. Они могут отрицать или откладывать горе на потом. Они скрывают свои эмоции лучше чем маленькие дети и в этом случае их чувства могут быть похоронены заживо. Так же можно видеть с одной стороны «я люблю» (умершего) и «не особо он был мне дорог». Это форма отрицания, помогающая справиться с болью утраты. Подросток может демонстрировать приподнятое настроение, тем самым отрицая значимость этого человека. Ребенку необходимо понимать себя и важно давать более точную информацию о горе, о возможных реакциях и том, что произошло.
Дети тоже чувствуют вину
Когда ребенок ощущает себя виноватым за какой-то проступок он может думать, что если бы «Я был лучше» или «вел себя лучше», то папа был бы жив. В этом случае ребенок может на сам деле вести себя лучше, быть послушным.
Но так же ребенок может начать вести себя более беспокойно или быть трудным в общении, для того чтобы его наказали. Он может считать, что заслуживает наказания, ведь это виноват в том что произошло. Но такое поведение признак вины.
Как быть, если ребенок проявляет агрессию?
Ребёнок может разозлиться на того, кто принес печальное известие. Это нормально. Надо дать возможность выплеснуть эти эмоции. Дети постарше могут предпочесть в этот момент одиночество. Это поведение естественно и в какой-то мере терапевтично. Не спорьте, не навязывайтесь и позвольте уединиться.
Ярость появляется тогда, когда пережито большое разочарование, а его мы испытываем лишь по отношению к тем кого любим и от кого ждем любви. Ярость означает борьбу и это является сигналом, что ребенку требуется помощь в восстановлении его веры в любовь. Ко всем чувствам ребенка следует относиться серьёзно и разговаривать об их переживаниях. Необходимо найти силы, чтобы успокоить и утешить. Он должен знать, что может положиться на взрослого.
Общие рекомендации, как помочь ребенку в горе:
- Необходимо говорить о смерти родного человека сразу же в любящей и естественной манере, лучше всего, чтобы это сделал родитель или кто-то близкий.
- Нужно позволить ребенку выражать чувства и уважать то, что он испытывает.
- Не «высылать» детей из семьи или из ситуации горя, не игнорировать. Детям необходимо убеждение, что они не останутся в одиночестве.
- Дети испытывают те же чувства, что и взрослые, даже если этого не видно.
- Нельзя ругать ребенка за проявления эмоций, говорить слова: «стыдно плакать», «будь храбрым», «будь мужчиной», «будь хорошей, спокойной девочкой», «не будь плаксой». Дети часто послушны и подавляют свои чувства в ущерб себе.
- Вы - пример для своих детей. Важно быть открытым не только к чувствам ребенка, но и, соблюдая меру, в приемлемой форме, делиться своими переживаниями. Слова и действия взрослых учат ребенка принимать горе, так же как и другой жизненный опыт.
- Детям в любом возрасте необходимо участвовать во всех ритуалах и видах траура, если дети этого хотят.
- Ребенку важно понимать, что в смерти близкого нет его вины. Дети часто винят себя из-за плохого поведения или за свои противоречивые чувства к умершему.
- Необходимо доброжелательное отношение к ребенку, постоянное внимание, но в меру.
- Если ребенок ведет себя агрессивно, можно давать игрушки, которые можно ломать, что-то рвать или сминать. Подросткам рекомендовать спорт, физическую нагрузку.
#утрата, #смерть близкого, #группа поддержки, #сопровождение в утрате, #умер муж, #вдова, #поддержка вдов, #помощь вдове