«Больше всего мне нравится создавать миры» — сказал будущий маэстро Ридли Скотт и в очень далеком уже 1979 году фактически на пустом месте создал нечто такое, от чего захватывает дух по сей день. Культовый колосс мировой фантастики, без которого сегодня просто невозможно представить фантастический кинематограф. Визуальный и эстетический шедевр вкупе с непередаваемой атмосферой страха и безысходности и, конечно же, одним из самых колоритных, эффектных и страшных монстров в истории кино, будоражит уже не одно поколение ценителей настоящей, качественной фантастики.
«Чужой» явился совершенно новаторским явлением в жанре, породив вслед за собой безумную волну всевозможных подражаний и подделок. Я уже молчу о том, что идея вынашивания человеческим (и не только) организмом какого-либо «паразита» после выхода фильма получила феноменальный толчок к развитию и на данный момент является полностью «избитой» и «заезженной».
Фильм является абсолютно самодостаточным и оригинальным, несмотря на предшественников. Собственно говоря, и предшественников-то у него было раз-два и обчелся, но зато каких! «Звездные войны» (в пике популярности, кстати) и «Космическая одиссея 2001», которые, по словам самого Скотта, послужили толчком, вдохновением для создания фильма, хотя сравнивать данные картины я бы счел некорректным ввиду изначально разной жанровой принадлежности – реалистичный фантастический триллер против космической фэнтези-саги и сюрреалистичной психоделики.
В фильме всего восемь персонажей, включая кота Джонси, и, уверен, к финалу фильма зритель наизусть запомнит эти имена: Рипли, Даллас, Кейн, Бретт, Паркер, Ламберт и Эш. Равно, как и запомнит невероятно атмосферную музыку, не покидающее чувство гнетущей тревоги, ошеломляюще оригинальный дизайн Ксеноморфа и потрясающий визуальный ряд картины. Что касается последнего, то здесь перед создателями картины нужно просто снять шляпу — техническое воплощение фантазии сценаристов и режиссера выше всяких похвал.
Поразительно детально и грандиозно воссозданы космический буксировщик «Ностромо», холодная и безжизненная планета LV-426, инопланетный корабль и, конечно же, лицехваты в коконах. А чего стоят моменты появления лицехвата или Чужого – до сих пор эталонные сцены, с которых может брать пример хоррор любого уровня. В фильме нет графики – в доцифровом 79 году все было сделано трудолюбивыми руками декораторов и художников по костюмам!
Атмосфера фильма заслуживает отдельного разговора — мистическая, пугающая и в то же время манящая неизведанность холодного космоса всегда трогала воображение зрителя. С другой стороны, поместив картину в узкие тиски жанра хоррор и сделав ставку именно на атмосферу, Ридли Скотт тем самым минимизировал элемент экшна и динамики в фильме. Именно по этой причине сегодняшний зритель может счесть картину скучной или устаревшей. Частично эту проблему удалось решить довольно неожиданному повороту сюжета в лице Эша и последующему стремительно развивающемуся действию.
Каков же итог? Шедевральный, культовый фантастический триллер Ридли Скотта (до сих пор считаю, это его лучший фильм) по праву считается классикой современного кинематографа и отцом-первопроходцем бесчисленного количества фантастических лент, последовавших за ним. Отличный, продуманный сценарий, прекрасная режиссура и хорошая актерская игра. Наконец, это создание одного из самых культовых женских образов мирового кинематографа и образец технического исполнения: прекрасная операторская работа, потрясающие визуальные эффекты и декорации, великолепный саундтрек Джерри Голдсмита и заслуженные
10 из 10