Найти тему
Navygaming Channel

На книжную полку или пройти мимо: "Эскадренный броненосец "Император Александр III". Часть 2 "В кильватер "Суворову"/ № 26

В этой рубрике предлагаю обзор ранее изданных и приобретенных мною книг о флоте, или по тематике близкой к флоту. Речь идет о том, что когда-то было выпущено, но мы не заметили и не решили покупать. Думаю такие обзоры интересны и тем кто покупает, как я, бумажные книги, и те кто уже "перешел" на электронный вариант. Не принципиально. Для меня книги, выполняют не только информационную, но и коллекционную функцию. Их всегда приятно просто держать в руках, листать, читая текст с любой страницы или изучая иллюстрации в любой последовательности. Согласитесь, редко может возникнуть желание открыть любой сайт и читать его текст с любой страницы, )). Шутка
Но у каждого человека разные взгляды, разные "книжные полки", и разные требования и принципы ее комплектации, да и разные финансовые возможности (кстати, у меня они тоже не безграничны). Так что и я не претендую на истину "в последней инстанции", выбор всегда за вами.

И да, конечно, надо учитывать, что покупка книг сейчас дело дорогостоящее, особенно редких, но это было всегда. На этот раз данная книга была издана давно, но в мои руки попала только недавно, и если она считается "новинкой", то только "новинкой" в моей библиотеке.

Обзор данного издания для постоянных читателей канала не будет неожиданностью, так как буквально пару недель назад был обзор на первую часть этой книги. Так что вполне закономерно появление и второй части. Кому то может показаться, что в таком разделении не было смысла, можно было бы сделать общий обзор на книгу в двух частях, и будет прав (по своему). Но мне показалось, что данная книга заслуживает к себе более внимательного отношения, как многотомник (триптих, двуптих) какого-то писателя, так что считайте что я это делаю из-за глубокого уважения как автору книги, так и к людям о которых он пишет. А это необходимо отметить отдельно - книга не только про корабль (железо, пушки и механизмы) - книга больше про людей.

-2

Итак, сегодня речь пойдет о второй части книги, посвященной эскадренным броненосцам типа "Бородино", а именно броненосцу "Император Александр III". Книга была издана в 2015 году в Минске, неизвестным местным издательством, а печаталась, так же как и первая часть, в Литве, в Вильнюсе! Кстати, книга и сейчас продается на сайте одного интернет-магазина, и цена там "относительно низкая цена, ВСЕГО 4400! Кстати, как уже ранее говорилось, если учесть, что это цена за ДВЕ книги, то можно сказать- 2200 за две книги сейчас не самая дикая цена на книжном рынке (тут фотоальбомы по эсминцам типа "Новик" продаются по 1500 и более). Да, для сравнения, на Озоне книга про броненосцы дороже почти на 50% - 6800! Обзор на первую часть был ранее, с ним вы можете познакомиться ЗДЕСЬ.

-3

В этом обзоре мы познакомимся уже со второй частью. Тираж был не большой - всего 500 экземпляров, видимо высокая цена сыграла свою роль - поэтому ее и не раскупили, хотя корабль известный, но, каку уже сказал, кое-где она еще есть. Итак, книга имеет следующие выходные данные - Кудрявский, А. Эскадренный броненосец "Император Александр III" - в 2-х частях. - Часть 2. В кильватер "Суворову"(1904-1905)/А.Р.Кудрявский. - Минск: Галiяфы, 2015. -418 с. Это книга уже известного мне автора, хотя до этой книги не встречал книг Андрея Руслановича. Напоминаю, что наши уважаемые читатели кто не заметел другой, "более свежей" книги этого автора, могут найти обзор на нее: Кудрявский, А. Эскадренный броненосец "Бородино". - в 2-х томах., СПб: Морское наследие.- 2022 г., на этом канале ЗДЕСЬ. Конечно, у этих книг много общего, в первую очередь в подходах к изложению текста, но есть и отличия, так как описываются разные, пусть и однотипные корабли. Как уже понятно по названию, речь идет о создании и боевом пути эскадренного броненосца "Императора Александра III", и частично - его четырех "систершипов". И во второй части (1904-1905) - в основном внимание уделено именно боевой службе, начиная с момента, когда корабль был переведен в Среднюю Кронштадтскую гавань.

-4

Кстати, интересная особенность серии: обычно, если строятся однотипные корабли, то отличия в их конструкции определяются желаниями заказчика внести тот или иной элемент (оборудование, вооружение) на одном из кораблей серии - в основном корабли "получаются "одинаковыми". Парадокс строительства броненосцев типа "Бородино" заключается в том, что однотипные корабли получили отличия не потому, что так было задумано "свыше", а потому что "так получилось при строительстве". Причем часто в литературе не старались на этом акцентировать внимание, хотя разницу между двумя заводами: "Балтийским" и "санкт-Петербургского порта" отмечали. Странно, но при прочтении книги складывается впечатление, что постройка этих кораблей, и "Императора Александра III" в частности, шла "через силу" и представляло собой борьбу с множеством проблем, трудностей и неурядиц. Но чтобы получить такое впечатление - книгу надо прочитать.

-5

В этой части автор придерживается общей хронологии изложении событий, который дополняет различными отступлениями и пояснениями. Напомним, что структура книги отличается от традиционных изданий подобного рода, и она является в полной мере "текстовой книгой", где фотографии и другие иллюстративные элементы лишь дополняют главный текст. Распределение места на странице - как и в первой части, и на мой взгляд - не экономное: конечно, широкие поля (вы их видите на фотографиях страниц) позволяют удобно разместить дополнения, например сноски на архивные материалы, литературу или выписки из вахтенных журналов различных кораблей. Как вы понимаете, уважаемые читатели, архив эскадры и документы с броненосца погибли в Цусимском сражении вместе с кораблем (архив эскадры - вместе с "Суворовым"). Хотя иллюстрации все же есть, но они не доминируют, их на удивление мало, и не редко можно встретить разворот без фото или схем (схем тоже очень мало). Кстати по иллюстрациям - к их качеству есть претензии. Причем, претензий к качеству фотографий членов экипажа быть не должно - это все таки данные из личных архивов, но что касается фото самого броненосца - то их можно было бы найти и получше.

-6

Если говорить про чертежи - то здесь их нет вообще! Из схем - только схемы маневрирования кораблей эскадры перед боем 14 мая 1905 года. Как уже отмечалось, логическую структуру материала (последовательность изложения) автор подчинил хронологии событий, которые сопровождали строительство корабля. И здесь он продолжил подход испольщуемый в первой части, да и было бы удивительно, если бы автор решил изменить его, )) Здесь также нет крупных разделов (частей), только главы, но их много, как и в первой части. Там их было 41 (!!!), во второй части "обошлось" 26 главами и пятью приложениями. В среднем объем каждой главы - 10-15 страниц, но есть и меньше - по 6, есть и побольше- по 25-26. Общего подхода и "стандарта" для названия глав нет (как и в первой части) - есть главы, названные по техническим особенностям проекта или корабельному оборудованию (например, "Противоминные сети", "Комплектование личным составом", "Минные катера", "Системы для погрузки угля"), или по месту нахождения корабля ("Снова в доке", "Месяц в Ревеле", "Вокруг Африки", "Носси-бе"), или по выполняемым действиям ("Дождались", "Изменения по артиллерийской части", "Служба идет", "броненосец меняет окраску", "Постреляли"..). С одной стороны как то непривычно, но с другой - по сути, ясно про что, ясно где и что искать, если придется.

-7

По сути, как и будет во второй книге про броненосец "Бородино", каждая глава посвящены одной проблеме, все равно что в их основе - техника или люди. Нельзя не отметить тщательную работу с архивами, с воспоминаниями, поэтому материал подается максимально подробно, с деталями, цитатами, выписками из вахтенных журналов, журналов МТК, переписками, рапортами, высказываниями очевидцев и участников событий. Но это не художественное изложение, это трагические судьбы корабля и его экипажа, здесь нет стиля В.С.Пикуля или Новикова-Прибоя. Не все что написано читается легко, информации, деталей, различных аспектов очень много, все это достаточно сложно воспринимается. Это книга для подробного изучения, если вы желаете "погрузиться" в проблемы отечественного судостроения, не больше - не меньше.

-8

Пересказывать текст книги традиционно не буду - рекомендую почитать. У книги есть еще одна особенность - автор большое внимание уделяет экипажу броненосца, стараясь показать как можно больше лиц, персон, судеб. Поэтому половина всех фотографий - это офицеры и матросы корабля, погибшие с ним, где то - члены их семей. Автор отмечал, что он перед собой ставил отдельную задачу по сбору максимально возможной информации именно о людях, а также задачу по уточнению списков личного состава броненосца, что крайне важно если вспомнить, что он погиб со всем экипажем. Не удивительно, что одно из приложений (№ 3) это "Список погибших на броненосце 14 мая 1905 года". Кроме того, нельзя не отметить, что два последние главы (№25 и 26) посвящены поиску выживших, их членов семей и увековечиванию памяти броненосцу и его экипажу.

-9

Но сразу скажем, для любителей "железок" и технических подробностей тоже есть что почитать, например, глава 13 "О непотопляемости броненосцев типа "Бородино", о которых спорят до сих пор; глава 7 "Точечные изменения внешнего вида", глава 14 "Испытание системы Лейе" или глава 15 "Броненосец меняет окраску"; есть даже приложение № 2 - Окрасочная ведомость корабля - вдруг кому то понадобится. Интересны и высказывания Э.Э.Овандера о конструктивных недостатках броненосца (приложение 4). Надеюсь читателям знаком этот офицер. В целом оформление текста производит хорошее впечатление: белая глянцевая бумага, четкая печать, шрифт мелкий - кому то не понравится (мне - нормально). Да и надо признать и повторить - сам по себе текст добротный.

-10

Особое место в книге (именно во второй части) занимает психологическое состояние экипажа корабля. Автор приводит достаточно интересный подробности как при подготовке к походу, так и в ходе него. Если внимательно читать - можно найти много интересного. Например, для меня было неожиданным познакомиться с полным текстом речи командира броненосца капитана 1 ранга Н.М.Бухвостова, из которой большинство знает только последнюю фразу: "Мы все умрем, но не сдадимся". На мой взгляд - такое нельзя говорить командиру корабля уходящему в поход в широком кругу, ну да бог им судья.

-11

Особых технических огрехов, опечаток или исторически ошибок и неточностей - я не заметил, да и не искал. Правда в книге много дополнительной информации и отступлений от хода изложения, дополнений, но с этим хорошо бороться имея блокнот и карандаш, )). Заметна еще одна деталь, в этой книге (напомню она была первой, второй вышла книга по "Бородино") автор старается не только излагать информацию, но и анализировать ее, и где-то критикует ситуацию, поступки людей, систему, но делает это очень деликатно. В дальнейшем, при описании броненосца "Бородино" он будет действовать более смело и категорично.

Оформление книги на высоте, издательство неизвестное, но оно с задачей справилось и обеспечило достаточно высокий уровень качества полиграфии. Бумага белая, глянцевая - дорого конечно, но читать неудобно, бликует. Качество подачи текстового материала высокое, качество иллюстраций - не высокое. Книга выполнена в серийном оформлении: переплет твердый яркий, цветной, серийная обложка, переплет добротный, крепкий (прошитый и клееный). С книгой удобно работать, нет страха, что она "рассыпется" и страницы разлетятся. В целом очень солидная и неординарная книга, но, конечно, дорогая.

-12

Книга лично мне понравилась. Не рекламирую, не даю рекомендаций "купить/не купить". Решать вам, дорогие друзья. Книга дорогая, и это надо учитывать! Я разъяснил что вы можете найти в этой книге, высказал субъективную оценку. Считаю, что у книги главный недостаток - она продается за очень высокую цену. Но при этом понимаешь, что она стоит своих денег, не в пример другим книгам, предлагаемым на рынке.

Друзья, а кто из Вас уже купил эту книгу? Как ваше впечатление о ней? Делитесь в комментариях, мнение всегда интересно, может я упустил в что либо в обзоре, или был предвзятым. Не пропустите следующие обзоры.

Также, приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как ресурс малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Возможно там будем записывать обзоры в видеоформате.