Найти тему
Красный Лотос

Арабская лошадь - сгусток чистой энергии с нахрапистым характером

Когда кто-то упоминает "южную кровь", то, чаще всего, это выражение служит кратким описанием жгучего темперамента, непоседливости, энергии, бьющей ключом, и выносливости обладателей такой крови, и арабские страны не являются исключением.

При внешней неспешности и даже лености, в действительности обладатели южной генетики весьма активны и выносливы, темпераментны, часто довольно агрессивны и легковозбудимы, и касается это не только людей. Вот, к примеру, лошади, такие грациозные создания, но даже они в арабских странах сродни джинну)))

Небольшого размера лошадка с несколько вогнутой переносицей и длинной шеей, хвост которой торчит, будто она хочет поспорить с павлином. Красивая, с мускулистым телом, блестящей шерстью, стройными тонкими ногами, словно сошедшая с картины талантливого художника, кивает головой, роет копытом землю, нервно вздрагивает, предвкушая свободный бег или добрую драку. Ее грива развивается по ветру, возбужденно ржа, она встает на задние копыта, меся воздух перед собой, хвастает своей силой и возможностями. Все это о ней - об арабской лошади.

Лошадка эта выведена в IV-VII веках на территории Аравийского полуострова и с тех пор считается предметом гордости и верным другом, незаменимым как при длительных переходах, так и в конфликтах.

Лошади эти небольшие, рост в холке в среднем у жеребцов 153,4 см, у кобыл - 150,6 см. Обхват груди у жеребцов 178,9 см, у кобыл - 172,9 см. Средний вес взрослого животного около 450 килограмм.

Масти арабской лошади - в основном серая всех оттенков, часто встречается гнедая и рыжая, реже вороная. Серые арабские лошади в большинстве своём с возрастом приобретают «гречку» — мелкие тёмные пятнышки на шерсти по всему корпусу. Иногда встречается пегая масть типа «сабино», которую Всемирная организация заводчиков арабских лошадей традиционно регистрирует как чалую. Очень редко встречается серебристо-гнедая масть, которую в прошлом принимали за игреневую.

Есть, конечно, и легенды о появлении этих великолепных лошадей:

1. Когда Allah захотел создать лошадь, он сказал южному ветру: “Из благоволения к тебе Я желаю сотворить живое существо из тебя к прославлению моих святых и уничижению моих врагов, а потому внимай и сгусти себя!” Южный ветер отвечал: “Исполню волю Твою, Владыка”, и сгустил себя. Из этого вещества Аллах создал темно-гнедую лошадь и сказал: “Я называю тебя лошадью, имя тебе арабская. Ты будешь господином среди всех других животных. В твоем господине Я дал тебе друга. Я тебе дал способность летать без крыльев, будь то в нападении или бегстве. Добыча и удача будут на твоей спине, дающей отдых”.

2. Когда пророк Мухаммед (мир ему!) ушел из Мекки, он увел с собой несколько десятков лошадей. На пути великого пророка лежала огромная пустыня. Когда же после долгой, изнурительной дороги путнику наконец повстречался оазис, лошади поспешно бросились к водопою. Пророк пожелал проверить преданность своих животных, он позвал их к себе. Изнемогающие от жажды, семь кобыл, все-таки, пришли к своему хозяину. От этих лошадей и берет свое начало порода чистокровных арабских скакунов.

Установление ислама дало развитию коневодства в арабских странах гигантский толчок, тогда как до этого периода арабы пользовались, в основном, верблюдами, так как те были самыми выносливыми и сильными животными в условиях пустынь. За объединением арабов под знаменами новой религии последовала мощная экспансия на Восток и Запад. В достаточно короткий срок арабами были завоеваны земли от Индии до берегов Атлантического океана. В Средней Азии, древнейшем центре культурного коневодства, в их руках оказалась ценнейшая добыча - не только золото, оружие, но и прекрасные породистые кони. Под властью халифата оказались и обширные пространства Северной Африки, историки отмечали, что приемы езды арабских всадников были сходны с нумидийскими. В больших количествах лучшие лошади завоеванных стран вывозились в Аравию.

Уход за лошадьми у арабов был очень тщательным - их держали возле палаток, поили верблюжьим молоком, подкармливали финиками и кусочками сушеного мяса. Лошади бедуинов очень привязывались к своим хозяевам, а их понятливость и послушание очень выручали в поединке с врагом. Лишения, которые коням приходилось терпеть во время походов, закаляли их.

Арабы сумели создать поистине уникальную лошадь. Многовековой направленный отбор не только закрепил в арабской лошади резвость, неутомимость, выносливость, стойкость к голоду и жажде, но и придал ей совершенно особые, специфические черты экстерьера. Вот как выглядел идеал конской красоты в глазах араба: у лошади четыре части тела должны быть широкими - лоб, грудь, круп, ноги; четыре части тела длинными - шея, предплечья, бедра, голени; четыре части тела короткими - крестец, бабки, уши, хвост.

Традиционно в чистокровной арабской породе лошадей выделяют четыре внутрипородных типа:

  • сиглави — некрупные лошади утонченного экстерьера, породные и нарядные, масть, в основном, серая;
  • кохейлан — массивные лошади с крепкой конституцией, широкогрудые, выносливые, отличающиеся высокой работоспособностью, масть, в основном, гнедая или рыжая;
  • хадбан — лошади крепкой конституции, отличающиеся высокой работоспособностью и простотой экстерьера, масть рыжая или гнедая, реже серая;
  • кохейлан-сиглави — смешанный тип, сочетающий в себе нарядные, сухие формы сиглави и массивность кохейлана. Этот тип также отличается более высоким ростом и высокой работоспособностью, масти - гнедая, серая, рыжая.

Арабы не вели письменных родословных своих коней, но знали их происхождение наизусть. Большое значение придавалось кобыле: считалось, что, вынашивая жеребенка в своем чреве, она передает ему свои качества в большей степени, чем жеребец. Порода велась по женской, а не по мужской линии - жеребенок считался принадлежащим колену матери.

Наиболее известные колена происходят из рода Бинт Эль Ахаудж, который разделился на пять групп, получивших впоследствии название Эль Хамса (по-арабски “пять”). К Эль Хамса относятся колена Кохейлан, Сиглави, Абейан, Хамдани и Хадбан. Каждое колено делится еще на несколько ответвлений. Наиболее распространены и ценимы Кохейланы, название этого колена происходит от слова “кохль” - черный порошок, употреблявшийся для окраски ресниц. “Кохейхан” говорили о жеребце с крупными выразительными глазами, обрамленными темными веками (о кобыле - “кохейлет”).

Сиглави - тип наиболее породного, утрированного араба, относительно неглубокого и легкого. Кохейланы костистее, глубже, несколько грубее, менее требовательны к условиям содержания и кормления, но сохраняют яркую породность. Они ниже сиглави и более широкотелы. В западной литературе можно встретить сравнение сиглави с “феминным” (“женским”), а кохейлана - с “маскулинным” (“мужским”) типом красоты. Тип хадбан отличается от первых двух более крупным ростом, длинными линиями и менее выраженной восточной породностью. Хадбаны обладают наибольшей работоспособностью - этот тип иногда описывают как скаковой. Европейцев больше притягивали лошади очень породные, нарядные, утрированного типа. В то же время бедуины часто ставили на первое место силу и выносливость и лошадей грубоватых, “хадбанистых”, ценили не меньше типичных “сиглави”.

Европейцы впервые познакомились с арабской лошадью во время крестовых походов. На фоне тяжелых неповоротливых коней крестоносцев восточная лошадь являла разительный контраст: ее преимущества были неоспоримы. С захваченных во время крестовых походов арабских “живых трофеев” началось проникновение породы в Европу. Путь из Западной Европы в Аравию через Средиземное море был легче и ближе, чем на Средний Восток, да и политическая обстановка способствовала тому, чтобы арабская лошадь получила в Европе большее распространение, чем, например, более крупная и резвая туркменская. Так, в XVIII-XIX веках среди европейских коннозаводчиков все больше укреплялось мнение о превосходстве арабской лошади над всеми другими восточными породами. В результате даже турецких, персидских, туркменских лошадей стали ввозить под именем арабских.

Не желтые ли пустыни тебе грезятся?
Не горячие ли равнины, все золотые от солнца?
Безбрежные миражи раскаленных песков?
Бег и ржание смелых коней на твоей родине?
Когда ты взмахиваешь косматой гривой и, кусая удила, и боевым копытом бьешь в землю, когда ты ржешь с диким завываньем, в груди у меня внезапно зажигается жажда видеть новые страны.
Знаешь ли? Меня влекут те ясные равнины, те блестящие пески, что золотятся на солнце.
Дай мне оседлать твою быструю спину, черный скакун мой, живее в путь и пожирай землю.
Беги от туманов, застывших над равниной, топчи эту грубую толпу, рви на скаку колючий кустарник. Вскачь промчись через долины и леса.
Ты свободен, ты царь.
Скачи через пропасти и стремнины, через надувшиеся потоки, через сплетшиеся лианы, попирай цветы.
Вперед, все вперед, и если дорога наша слишком длинна, пусть вместе с тобой упаду я в прах, о мой борзый конь.
О, розовое пламя тихих вечеров, и вы, призраки гибких пальм, отражающие в море суровые и обрывистые силуэты, и вы, хриплые трели арабской песни, уходящие в голубое небо.
Раскаленный песок мечет искры.
В галоп, Ахмед! Нет преград твоему вольному бегу.
Вихрем улетай в неведомую даль.
Все нипочем, если в лицо повеяло свободой.
Стихи И. Анненского "Арабский конь"

Не обошли своим вниманием великолепного арабского скакуна и художники:

Вот мы и узнали историю самой прекрасной и темпераментной лошади, вдохновившей не одно поколение художников и поэтов. Доводилось ли вам видеть эту прекрасную лошадь, а, может быть, и прокатились на ее спине? Расскажите в комментариях!)))