Найти тему
Московские истории

Речной трамвайчик: Старичок "М-43" и не думал отправляться на пенсию

Андрей Титов продолжает рассказ о старых теплоходах - сначала вытесненных более молодыми "коллегами", но внезапно вновь вернувшимся на центральные столичные маршруты.

Теплоходы "Москвич", как я уже сказал, продолжали работать, но уже на окраинах города и в регионах. Об одном из таких "трамвайчиков", оставшихся в Москве, - отдельный рассказ.

Речной вокзал. Справа вдали виден теплоход "Москвич", работавший на переправе Захарково - Речной вокзал. 1959 – 1970 г. Фото Наума Грановского.
Речной вокзал. Справа вдали виден теплоход "Москвич", работавший на переправе Захарково - Речной вокзал. 1959 – 1970 г. Фото Наума Грановского.

В 1970-х мы жили в Тушино, неподалёку от канала имени Москвы. Однажды от друзей я узнал, что, оказывается, "на тот берег", на Северный Речной вокзал, попасть можно не только на 199-м автобусе, путь на котором занимал примерно полчаса, но и на "речном трамвайчике" - всего за несколько минут. И вот мы с одноклассниками уже на причале "Захарково". Вскоре подошёл наш "трамвай". Это оказался старый добрый "Москвич", с номером "М-43":

"М-43", Канал имени Москвы, 1970 год. Источник https://fleetphoto.ru/photo/102842/?vid=171.
"М-43", Канал имени Москвы, 1970 год. Источник https://fleetphoto.ru/photo/102842/?vid=171.

Здесь поясню, что название "Москвич" на этих теплоходах почему-то никогда не писалось полностью. Обозначались они просто: буквой "М" и порядковым номером. Это относилось к теплоходам Московского завода. "Москвичи" же строившиеся, например, на Херсонском заводе обозначались буквами "ПТ".

Москвич "ПТ-68", построенный на Херсонском заводе. Источник https://fleetphoto.ru/photo/160150/?lang=en.
Москвич "ПТ-68", построенный на Херсонском заводе. Источник https://fleetphoto.ru/photo/160150/?lang=en.

Вернёмся на переправу Захарково - Речной вокзал. Пассажиров здесь всегда было много, особенно в ясные солнечные дни. Многие жители Тушина ездили на Речной просто погулять - как и мы с друзьями. Обследовав здание вокзала, мы с радостью обнаружили, что в одном из залов имеются игровые автоматы - мечта каждого пацана в те годы. Автоматы были разные, но одним из любимых был, конечно же, "Морской бой". Глядя через подвижный прицел, надо было вовремя нажать кнопку и подбить торпедой корабль противника. Если удавалось подбить все корабли, полагалась бесплатная призовая игра. Разумеется, когда у нас появлялись в достаточном количестве карманные деньги, мы тут же отправлялись их проигрывать. Хватало их, конечно, ненадолго - ещё на обратный билет приходилось оставлять.

Чуть повзрослев, мы продолжали ездить на Речной, только уже покататься на великах по аллеям парка или просто окрестностям вокзала. На "трамвайчике" можно было провозить велосипеды, чем мы с удовольствием и пользовались. А в начале 80-х даже записались с другом в велосекцию, находившуюся неподалёку, в районе Водного стадиона. И продолжали ездить "на Речной" уже на тренировки, чаще всего всё на том же "М-43".

Источник https://fleetphoto.ru/photo/00/14/52/14521.jpg.
Источник https://fleetphoto.ru/photo/00/14/52/14521.jpg.

"Трамвай" этот казался нам тогда очень-очень старым. На заводской табличке под множеством слоёв краски проглядывал год выпуска: "1950". Возможно, когда-то он работал на центральных "парадных" маршрутах, а может быть, возил отдыхающих по Химкинскому водохранилищу. Но выяснилось, что в начале 70-х М-43 уже работал на той же переправе.

Миновали 70-е, 80-е, 90-е, а старичок "М-43" и не думал отправляться на пенсию. Он всё так же курсировал между Речным вокзалом и Захарково, совершенно с течением времени не меняясь. Скажи нам тогда, почти полвека назад, что этому теплоходу вместо близкой пенсии суждена долгая и интересная жизнь- не поверили бы. Но вышло именно так.

Салон обновленного теплохода "Москва", работающего сейчас на переправе Захарково - Речной вокзал. Фото Андрея Титова.
Салон обновленного теплохода "Москва", работающего сейчас на переправе Захарково - Речной вокзал. Фото Андрея Титова.

Где-то на рубеже веков теплоход прошёл капитальный ремонт. Линкруст и мягкие пружинные диваны, к сожалению, исчезли. Исчезли и открывающиеся вниз окна, из которых так любили высовываться пацаны. Взамен появились пластик и широкие окна с современными сдвижными форточками. Но в целом облик "Москвича" сохранился почти неизменным. А вот переправа в Захарково где-то в середине "нулевых" закрылась. Но для нашего старого знакомого это оказалось не поводом к отправке его "на гвозди", наоборот!

Вскоре "М-43" был замечен в Коломенском. Там его поставили на популярный прогулочный маршрут. А потом и самый центр - Парк Горького, Храм Христа Спасителя, Зарядье...

Много лет спустя, в 2022-м, я снова оказался на борту этого теплохода. Правда, назывался теперь "Капитан Смолик". Судя по постам на одном из форумов речников, переименовали "М-43" в честь капитана, проработавшего на нём много лет. И вот 1 мая 2022 года я снова на борту моего "Москвича". Как будто не прошло десятилетий! Всё та же Москва- река, изменившиеся, но по-прежнему прекрасные городские пейзажи, и, конечно, буфет. Увы, дорогой и без "тонизирующего напитка "Саяны".

Источник https://fleetphoto.ru/photo/03/26/53/326539.jpg.
Источник https://fleetphoto.ru/photo/03/26/53/326539.jpg.

Сделав круг по "парадному маршруту", я сошёл на берег и сделал на память фото, а буквально месяц спустя узнал, что теплоход на 72-м году жизни неожиданно покинул Москву и отправился в Казань. Сейчас он возит отдыхающих по Волге и Свияге. Но не исключено, что однажды "М-43" снова вернётся в столицу, и мы ещё с ним встретимся.

А переправа в Захарково после 14-летнего перерыва открылась снова. Сейчас её обслуживает теплоход "Москва-1"- самый первый из этой серии, построенный более полувека назад, но капитально отремонтированный и выглядящий как новый. На нём иногда, как и прежде, переправляюсь с нового причала "Захарково" (его немного перенесли и отстроили заново)"на тот берег". Автоматов "Морской бой" на недавно отреставрированном Речном вокзале, конечно, уже нет, но обновленный парк по-прежнему остаётся одним из любимых мест.

Продолжение следует.