Образование в сфере игровой индустрии и киберспорта многими воспринимается как что-то, связанное с играми, а потому несерьёзное. Но внимание государства к развитию отрасли и появление новых киберспортивных дисциплин в вузах говорят об обратном. Как построить карьеру в игровой индустрии, какие перспективы у киберспорта в России редакции Synergy Times рассказал Максим Залилов, преподаватель факультета Игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия», сотрудник отдела развития киберспорта в ГБОУ ДПО «Московский центр “Патриот.Спорт”» и СЕО «ZMA GROUP THETTA SECURITY LTD» Founder киберспортивных команд: RuSh3D, Begrip, Moscow Five.
- Как Вы попали в игровую индустрию?
- Это было очень давно, в 1998 году. В детстве мы все играли, тогда был ещё только Quake и StarCraft, я играл в StarCraft. Не очень удачно, но мне всё равно хотелось быть профессиональным игроком. Когда вышел Counter-Strike, я создал свою первую команду, из которой меня выгнали, попросили быть шестым, то есть запасным игроком. Так я начал свой путь функционера, тренера, менеджера, владельца команд. Это было в 2000–2001 году.
- Как сегодня развивается игровая индустрия в России?
- Игровая индустрия работает, живёт. Многие студии выдают качественный продукт, такой, например, как игра Atomic Heart. А самое главное — у них огромная нехватка кадров, как у игровой индустрии, так и у киберспорта.
- Киберспорт тоже активно развивается?
- Сейчас, естественно, идёт стагнация, во-первых, потому что команды не пускают на крупные соревнования. Во-вторых, все чемпионаты-производители игр отменили свои отборочные турниры по территории СНГ. Я думаю, что такое продлится ещё максимум год, потом опять пойдёт подъём.
- То есть перспектива есть?
- Однозначно! Скажем так, поколение взрослеет, и те, кто начинал развивать киберспорт, сейчас занимают ключевые позиции в коммерческих и государственных структурах. И, естественно, все вокруг понимают, что киберспорт — это прекрасная система управления нынешним молодым поколением.
- Уточните, пожалуйста, каким образом?
- Все прекрасно понимают, что классические виды спорта перестали вызывать у молодой аудитории зрительский интерес. Молодёжь следит за киберспортом, поэтому проводятся большие киберспортивные турниры вроде «Молодёжь против фашизма». Университеты проводят для своих будущих абитуриентов киберспортивные мероприятия, чтобы показать, что в их университете есть киберспорт.
- Почему именно сейчас у государства возник интерес к киберспорту?
- Потому что молодёжь не смотрит телевизор, не читает газеты, и единственный способ донести до неё информацию — это интернет, а все интернет-ресурсы пестрят киберспортивными активностями. Поэтому, если государство не будет смотреть в сторону киберспорта, то потеряет молодёжь. Ему это не нужно, и президент чётко обозначил свою позицию по этому вопросу: киберспорт надо не запретить, а возглавить.
У нас есть Российское движение школьников, Московская школьная киберспортивная лига и Студенческая лига, которые мы организуем силами наших студентов. Ребята работают на огромном количестве проектов как на технических, так и на организационных позициях.
- Киберспорт — это же не только игроки и комментаторы, это целая индустрия?
- Индустрия — это скорее футбол, а киберспорт ещё совсем молодой вид спорта, его признали официальным только в 2016 году, нам сейчас меньше 10 лет. Но киберспорт действительно вырастет в индустрию, уже сейчас не хватает кадров, особенно в управленческих кругах на всех уровнях.
Как показывает практика, 70% наших студентов 3 курса уже оформлены на работу и прекрасно понимают, где они будут работать после окончания университета - рассказал Максим Залилов.
- Кто к вам приходит учиться? Киберспортсмены в основном?
- К сожалению, большая часть детей думает, что на нашем факультете обучают тому, как играть, но мы их расстраиваем сразу, потому что на самом деле игроки — это низшая ступень индустрии киберспорта. Количество рабочих мест для игроков очень ограничено, а желающих много, конкуренция высокая. И я точно знаю, что если ты не стал профессиональным игроком в 15 лет, то тебе не стоит пытаться. Нашим абитуриентам — 18-20 лет, они уже несложившиеся профессиональные игроки, и, чтобы остаться в игровой индустрии и киберспорте, надо выбирать другую профессию, например, менеджер, тренер или аналитик.
- У вас в основном учатся молодые люди, а не девушки?
- К счастью, всё больше приходят девушек, потому что из них получаются лучшие менеджеры.
- Почему?
- Девушки более ответственные, способны управлять, сплачивать вокруг себя коллективы, из них получаются отличные креативные менеджеры. А молодые люди берут на себя скорее техническую сторону, поэтому во всех моих проектах 90% продюсеров — девушки.
- В «Синергии» открывается первая в России магистратура по фиджитал-спорту и киберспорту. Это ответ на запрос рынка?
- Да, действительно. Многие молодые люди, когда получают бакалавриат, понимают, что выбрали не ту специальность, и что не хотят в дальнейшем по ней работать. А киберспорт достаточно привлекателен, имеет большие перспективы. К нам часто переходят из медицинских и сельскохозяйственных университетов, не говоря уже о том, что приходят люди из других видов спорта.
- Куда могут трудоустроиться выпускники вашего факультета?
- В организациях, связанных с игровой индустрией и киберспортом, специалистов не хватает. Любой владелец компании, если у него будет выбор, выберет человека со специальным образованием.
Где искать вакансии в области игровой индустрии и киберспорта?
- hh.ru
- telegram-канал «Работа в киберспорте»
- telegram-канал «Работа в геймдеве»
- Как родители относятся к такому выбору карьерной траектории своих детей?
- Большинство родителей абитуриентов в своё время тоже играли и спокойно к этому относятся. Конечно, часть родителей по-прежнему настроена негативно, но, как показывает мой опыт, весь негатив исключительно из-за того, что у родителей нет понимания, что такое киберспорт. Они путают его с геймингом и не разбираются в том, что такое игровая индустрия.
- В чём отличие киберспорта от гейминга?
- Киберспорт — это вид спорта, это целая система соревнований, всё делается для того, чтобы команда показала результат. А гейминг — это когда дети бесцельно играют сутками в компьютерные игры, не всегда киберспортивные, не всегда по тем правилам, по которым мы соревнуемся в киберспорте. У меня есть очень хороший пример: если ребёнок 10 часов в день будет бить футбольный мяч об стену, он никогда не станет профессиональным футболистом. Здесь то же самое: играть в игры — не значит быть киберспортсменом, ты ничему не научишься, если будешь просто проходить уровни. Все мои студенты перестают играть на первом курсе. Единственное исключение — когда выходит большое дополнение к игре, они его изучают, чтобы понимать, что изменилось, чтобы потом с этим продуктом работать.
- В какие игры играют ваши студенты?
- Три самые популярные игры — это Counter-Strike, Dota 2 и Valorant, и далее огромное количество консольных и мобильных игр. Они все прописаны в Всероссийском реестре видов спорта.
- Нельзя сказать, что студенты не соревнуются, они соревнуются, но не чтобы победить, а чтобы изнутри посмотреть, как устроено соревнование.
- Как оно устроено?
- Как любое соревнование, например, чемпионат по футболу или баскетболу. Это большой подготовительный процесс. В киберспорте, в отличие от классических видов спорта, большой упор делается на медийную составляющую. Из-за конкуренции колоссальный упор делается на трансляции, потому что они специфические, и надо понимать, как правильно делать с технической и с медийной сторон. Этому мы учим на нашем факультете. Мы даём фундаментальные знания и опыт в области управления, рекламы, продажах, разработке и программирования игр, учим работать со спонсорами, с партнёрами, выводить продукт в экономически эффективные показатели. Мы не учим детей играть, мы учим детей создавать проекты. Мы растим тех, кто со временем будет делать киберспорт, не участвовать в киберспорте, а именно делать.
Материалы, которые вас могут заинтересовать:
Как стать диджитал-художником и зарабатывать на цифровом искусстве
Solo, duo или в коллективе: из кого состоит киберспортивная команда