Найти тему
Fon Kraft

Как создать деревянную поверхность в моделизме? | Пошагово, с картинками и... с наглядными примерами

Оглавление

Актуальный вопрос для всех, кто хотя бы однажды брался за сборку бортовых грузовичков, или, например, снарядных ящиков. Или заборов для диорам. Да и шанцевый инструмент тоже не на пластиковых черенках насажен.

"Только можно какими-нибудь доступными способами это сделать"? - спросил меня однажды подпичик: "Чтобы без вот этого, знаете, возьмите краску "Имитация настоящего дерева" за девять тысяч рублей; покройте лаком "Реальное дерево" за три тысячи рублей; и запудрите пигментами "стружка под дерево" за пятнадцать тысяч. Видите - это легко - сделать деревянную поверхность из пластика".

Ну, что ж, это не вопрос!! Тем более, что я и сам не люблю тратить неразумно много на неразумно мало. Поэтому вот вам рецепт имитации дерева, он, реально, работает:

> Возьмите хвост козы, расчешите его ясеневым гребнем.
> Затем воскурите дымом от сожжёного зуба дракона, пепел которого смешайте со слезой единорога.
> Всё это делается под хвалебные речи белокурой эльфийки-девстенницы, прикованной серебряными цепями к благородному алмазу. И непеременно - в ночь на ретроградный Меркурий!

Ну, а теперь перейдём к вопросам покраски пластика под дерево. На самом деле, реально, работа не такая сложная и не столь финансово затратная. Хотя и несколько нудноватая.

Для начала необходимо понять, какое дерево мы будем имитировать? Будут ли это доски, или горбыли, или стволы (жерди, столбы)? Насколько свежими - от изготовления - будут эти пиломатериалы? Помните, когда-то в школе мы дружно красили деревья монотонным коричневым цветом? Наиболее глазастые, отдыхавшие летом у бабушки в деревне, рисовали доски жёлтым цветом, чем вызывали негодование учителей ИЗО, потому что "это древесина, это не солома".

Однако позвольте показать вам одну картинку - сфотографировал специально для этой темы - а вы её рассмотрите внимательно и ответьте на вопрос: "Какого цвета доски"?

То есть понятно, да, куда я клоню? Перед тем, как вы возьмётесь расписывать "деревянные" предметы, надо понимать в каком они состоянии.

1. Крашенные деревянные поверхности

Проще всего, конечно, создать крашенную дощатую поверхность без каких-либо повреждений. Здесь всё просто, как в жизни: берём кисть (аэрограф) и тщательно всё закрашиваем ровным слоем, не допуская непрокрасов. Потому что в реальном мире непрокрас грозит гнилью элемента, а в мире модельном - просто брак и испорченное впечатление от модели.

Как видите, дощатый кузов "Полуторки" выкрашен в однотонный цвет, сквозь который цвет дерева совершенно не виден.
Как видите, дощатый кузов "Полуторки" выкрашен в однотонный цвет, сквозь который цвет дерева совершенно не виден.

Для дальнейшей проработки деталей можно пролить продольные и поперечные впадины тёмной смывкой , а по извилистым линиям пройтись смывкой на пол-тона светлее. Таким образом получится имитация древесных волокон, которые, как известно, могут иметь разную степень рыхлости. Рыхлость древисины, как раз, и обуславливает способность её впитывать краску. Чем сильнее впиталась краска, тем прочнее она держится на поверхности. Именно этим и объясняются остатки краски на обветшалых досках.

2. Крашенные деревянные поверхности с царапинами и сколами

Допустим, ваш грузовичок не только что вышел с завода, а уже некоторое время потрудился на благо народного хозяйства. В этом случае - даже если водитель очень рачительный, на бортах грузовой платформы будут сколы краски, продольные и поперечные царапины до самого дерева.

Грузовичок со следами эксплуатации на бортах
Грузовичок со следами эксплуатации на бортах

Если - по сценарию - срок службы грузовичка (или деревянной панели) небольшой, то под содранной краской нас встретит желтоватая поверхность свежей древесины. Если царапины глубокие, или произошло расщепление доски, то эти дефекты тоже будут иметь светлый оттенок.

Я, в этом случае, не практикую ни солевую технику, ни лаковую - проще, удобнее, и легче создать эти дефекты, просто нарисовав их тонкой кистью. Но для этого лучше использовать не охристые тона, а светло-жёлтые, почти песчанные. К этому времени доски уже успевают хорошо просушиться и цвет у них блёкнет. Поэому - жёлто-песчанный цвет, или смесь охры и белой краски до слабо-окрашенного коллера.

Обычно повреждениям подвергаются углы, кромки, торцы досок. А на поверхности погут образовываться царапины средней длины со скобом краски.

3. Многократно окрашенные поверхности с заметными деффектами

Когда-то было время, в котором не было пластиковых оконных рам. Были рамы деревянные. Которые время от времени следовало перекрашивать, так как это предотвращало дерево от гниения и разрушения. С гнилой рамой - это не жизнь. Через гнилую рассохшуюся раму нещадно задувало и так же холодило.

Отличить свежую древесину от гнилой очень просто: всё гнилое в нашем мире - серого цвета. Чем больше серого, тем выше степень гниения.

Остатки старого деревянного пирса. Фото из личного архива автора (С), 2023 г.
Остатки старого деревянного пирса. Фото из личного архива автора (С), 2023 г.

В общем-то, не все серые доски теряют прочность и рассыпаются в труху. Многие деревянные конструкции вполне себе способны выполнять свою функцию. А если есть заботливый хозяин, то он возьмёт банку с краской и подкрасит их, продлив жизнь и срок службы.

Само собой, чтобы результат был хорошим - надо бы удалить старую краску. Кто-нибудь пробовал удалять старую краску? Кто-нибудь смог не сказать "Гори оно конём", пока удалял старую краску? Особенно на фигурной поверхности. Поэтому со временем на досках получался этакий слоёный пирог: когда под отшелушившейся краской появлялась другая краска, под которой виднелся облупившейся третий слой, который скрывал слой олифы, под которым наконец-то виднелось дерево.

Фрагмент дощатого полотна с отшелушившейся от времени краской.
Фрагмент дощатого полотна с отшелушившейся от времени краской.

Я не просто так перечислил вам этапы эволюции и количество слоёв краски на деревянных панелях. Потому что именно в такой последовательности и предстоит их воссоздать моделисту, взявшемуся показать старый ободранный кузов. Пожалуй, покажу наглядно на одной из своих работ.

Как сделать отшелушившиеся панели. Пошагово. С картинками

Я в своей модели ЗИС-5 не ставил цели показать сгнивший кузов. По легенде, у меня был вполне себе трудовой грузовичок, хвативший лиха и во время войны, и на восстановлении разрушенного народного хозяйства. Ремонт он видел по мере необходимости, а покраску - когда водителю удавалось раздобыть краску подходящего оттенка.

Поэтому технология покраски - из жизни, когда и технологии-то нет никакой. Взял кисть и крась доски. Поэтому вот, что я сделал дальше (галерею листаем вправо 👉):

В общем-то, до стадии лакирования можно было бы нарисовать царапины на досках с помощью серо-жёлтых почеркушек, но я не стал этого делать: во-первых, на панелях было и так слишком много пятен; а во-вторых глаза замылились и я побоялся испортить работу. Поэтому решил, что царапины всегда успею добавить и после лакирования.

Дальше в ход пошли масляные краски и очищенный уайт-спирит. С их помощью я развёл самодельную смывку насыщенного тёмного сине-зелёного цвета. Почему сине-зелёного? Потому что в тени защитный цвет выглядит именно такой цветовой гаммы. А почему тёмного? Потому что тень+грязь. Грязь, в преобладающей полосе России - тёмная. Вот такое обоснование.

Далее обработал модель смывкой, подсушил, убрал излишки, и оставил сушиться на сутки.

Вот на этом этапе можно добавить - по желанию - и масляных точек, и сколов, и царапин, и метода "сухая кисть". Словом, всё, к чему лежит душа. Я, например, вооружаюсь палитрой светлых масляных красок, и провожу высветление некоторых частей по каждой из досок. Правило всё то же: никакого ритма на полотне, никаких двух одинаковых досок рядом.

На царапины это правило не распространяется, потому что грузы могут быть разными, и волочь их могут через весь кузов. Но с царапиными надо поаккуратнее - много царапин превращают кузов в "леопарда".

Ну, а под занавес работы я нанёс пигменты. Не просто нанёс, но и зафиксировал, сформировав небольшие кляксы высохшей грязи. Добавил грязи на шины, колёсные диски, немного на днище кузова и борта - там, где всегда образуется пылевой хвост при езде по грунтовым дорогам.

Немного припылил внутреннюю поверхность бортов, особенно в углах - там всегда скапливается пыль. Немного добавил "ржавого" пигмента, как быдто в машине возили строительный мусор. и остались следы от битых красных кирпичей... а вот с декаляи увлекаться не стал: в те времена и машины были наперечёт (что называется, каждую в радиатор знали), да и в общую концепцию латанного грузовичка они не входили.

В итоге получилась вот такая работа:

По модельному фен-шую, конечно, надо бы покрыть модель матовым лаком. Но по условиям эксперимента - создавалась она без применения аэрографа. Вообще. Только кисть. Поэтому матовым лаком пкорывать не стал.  (фото из личного архива автора (С), 2023),
По модельному фен-шую, конечно, надо бы покрыть модель матовым лаком. Но по условиям эксперимента - создавалась она без применения аэрографа. Вообще. Только кисть. Поэтому матовым лаком пкорывать не стал. (фото из личного архива автора (С), 2023),

Надеюсь. я смог рассказать вам и научить, как можно создать имитацию изношенной древесины, не имея ни одной доски из дерева? Проверьте свою подписку на канал, потому что очень скоро я расскажу вам: какие материалы необходимо использовать для создания "древесного полотна". И, конечно же, мы легко обойдёмся и без слёз единорога, и без белокурых ведьмочек.

Даже если вам кажется, что всё пошло не так... вам не кажется. Просто продолжайте созидать по новым условиям :) (фото из личного архива автора (С), 2023),
Даже если вам кажется, что всё пошло не так... вам не кажется. Просто продолжайте созидать по новым условиям :) (фото из личного архива автора (С), 2023),

Понравилась статья - не забудьте нажать "нравится".

Остались вопросы? Пишем в комментариях. Ну, или добро пожаловать в "Стол Заказов", если вопросы не относятся к теме пигментов.

Можно зайти в "Миры фон Крафта" (ссылка кликабельна) для того, чтобы выбрать и приобрести свою первую модель для сборки, или что-нибудь из инструментов, или красок и так далее. А с помощью промокода FONKRAFT-AF можно получить небольшю скидку.

Ваш Fon-Kraft.

В общем, как вы уже догадались, теперь ваш выход - самое время писать комментарии.

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).

Не забываем ставить лайки и подписываться на канал, если вы этого до сих пор не сделали.

Поддержать автора можно несколькими способами:

1. "лайкнуть" статью;
2. сделать репост;
3. подписаться на канал;
4. Ну, и материально по форме: