Под властью рейтингов
Начиная с 2000-х годов, оценки рейтинговых агентств и аналитических центров всё чаще используются при составлении прогнозов, принятии инвестиционных решений, выработке отдельных направлений государственной политики, в финансовой сфере, консалтинговой, исследовательской деятельности и т.д. Обращение к рейтинговым оценкам отчётливо форсируется – из удобного инструмента они превращаются в своеобразный довлеющий институт.
Вхождение в основные сравнительные индексы и конкуренция за позицию в них рассматривается как непременное требование для государств и организаций, которые стремятся занять свою нишу на мировом рынке. Отсылки к популярным рейтингам закрепились и в публичном политическом дискурсе, они нередко звучат при критике правительств. Задача повышения позиции страны в определённом рейтинге может заявляться в качестве ориентира государственной политики.
Формируется даже особое рейтинговое мышление, основанное на безоговорочном доверии к сравнительным индексам как удобным, признанным и достоверным инструментам изучения и интерпретации не только экономической, но и социально-политической реальности. Возник значительный рейтинговый рынок, который практически с самого своего появления оказался монополизирован.
Обращает на себя внимание тот факт, что процесс «рейтинговой революции» был инициирован и активно продвигается западными государствами, а также тесно аффилированными с ними международными организациями, компаниями и НКО. Не будет преувеличением утверждение, что ключевую роль в создании и внедрении глобальной «рейтинговой инфраструктуры» играют США. Именно там расположены наиболее известные рейтинговые институты и организации, многие из которых контролируются, а то и напрямую финансируются американским правительством.
Полная версия статьи на сайте