Сокровища императорского дома Романовых бесценное историческое наследие с незавидной судьбой. Широкой публике доступна лишь малая часть огромных богатств царской семьи. Многие старинные украшения были варварски уничтожены, а камни использованы для более современных драгоценностей. Часть наследия осела в личных коллекциях. Диадема о которой я хотела рассказать, бесследно исчезла 100 лет назад.
Являясь собственностью Императорской казны, украшение не вошло в число драгоценностей, вывезенных императорской семьей в ссылку, а было оставлено в Санкт-Петербурге. Последний раз тиара была запечатлена на знаменитой инвентарной фотографии, датированной 1922 г. Дальнейшая судьба ″Большой бриллиантовой тиары″ неизвестна.
Заказал это уникальное произведение искусства Николай I. В 1831 г. тиара была изготовлена для супруги императора, которую, по иронии судьбы, звали Александра Федоровна — как и последнюю обладательницу короны.
К 1906 г. украшение находилось уже в коллекции жены последнего императора России Николая II. Эта тиара является одной из самых впечатляющих драгоценностей императрицы Аликс. Изготовлено украшение в начале 19 в., мастерами ювелирного Дома Болин. Тиара соответствовала всем модным канонам своего времени. Она была украшена не только 113 жемчужинами, но 424 бразильскими бриллиантами, самым крупным из которых был бриллиант в форме сердца весом 10 карат. Богато "расписанная" жемчугом и драгоценными камнями диадема стоила целое состояние. Её оценивали как самое красивое и дорогостоящее украшение из оставшихся от царской семьи.
″Большую бриллиантовую тиару″ называют фаворитом императрицы Александры Федоровны, поскольку она часто использовала украшение для официальных портретов и фото. 27 апреля 1906 г. жена Николая II была в диадеме на официальном открытии Первого заседания Государственной Думы в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге.
После открытия Думы Александра Фёдоровна также позировала для серии фотопортретов в ″Большой бриллиантовой диадеме″. Фотографии были сделаны в Санкт-Петербурге Фредериком Боассоном и Фрицем Эгглером, парой фотографов из Швейцарии и Германии, которые стали популярными придворными портретистами и часто работали с королевской семьей.
На фото императрица Александра изображена в полном императорском придворном наряде, включая драгоценности, вуаль, императорские ордена и украшения, а также искусно вышитое придворное платье. Фотографии Александры Фёдоровны в диадеме позже использовались русскими художниками как исходный материал для имперских портретов.