Найти тему

ФУА-ГРА И ГУЛЯШ НА БОРТУ ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ

Оглавление

26 мая 1980 г. состоялся старт космического корабля «Союз-36» с советско-венгерским экипажем в составе Валерия Кубасова и Берталана Фаркаша на борту (позывной «Орион»).

Этот международный полет по программе «Интеркосмос» имел несколько особенностей. Расскажем о них подробнее.

Старт

Прорывом в сфере телекоммуникаций стала передача кадров выхода в космос космического корабля «Союз-36» в прямом эфире по каналу «Интервидение» сразу на две столицы, Москву и Будапешт.

Работа на борту ОНК «Салют-6»

Во время посещения «Салюта-6» советско-венгерским экипажем программа команды орбитальной станции была традиционно очень плотно насыщена различными экспериментами.

Однако, нашлось время и для приятных сюрпризов. «Орионы» привезли своим товарищам, «экипажу космических старожилов — Лёше и Валере», подарки. Сувениры Леониду Попову и Валерию Рюмину вручил Берталан Фаркаш, а Валерий Кубасов передал им письма, газеты, посылки от родных.

Среди газет был специальный совместный выпуск «Известий» и венгерской газеты «Мадьяр Хирлап». Выпуск содержал фотографии семей космонавтов Л. Попова и В. Рюмина, а также дружеские шаржи на них. Основной экипаж станции читал письма и газеты до самого утра.

Еще один необычный подарок сделала венгерская сторона. 28 мая после окончания разгрузки «Союза-36» был накрыт ужин в традициях национальной венгерской кухни.

Фаркаш угощал советских коллег ветчиной и фуа-гра, подогретой квашеной капустой, тушеной свининой, говяжьим языком в желе, сосисками с приправой, бобовым салатом с колбасой. Всего на борт был доставлен набор из десяти видов венгерских блюд, изготовленных в профильном институте и упакованных в контейнеры с венгерской символикой. «Очень, очень дружественный ужин! Они нас очень тепло встретили! С хлебом и солью...Ваш рацион очень хороший и венгерский тоже...», — радостно говорил во время сеанса связи Берталан.

Еще пару дней неоднократно во время сеансов связи международный экипаж станции и ЦУП обсуждали необычное меню, космонавты шутили и делились впечатлениями от венгерских блюд («Гуляш венгерский прекрасен!»), эмоциями от подарков. Берталан Фаркаш на вопрос ЦУПа отвечал, что на аппетит не жалуется, из бортового пайка ему понравился хлеб и гусиная печень.

Возвращение на Землю

Советско-венгерский экипаж вернулся 3 июня 1980 года на аппарате «Союз-35», при этом произошла нештатная ситуация, отказали двигатели мягкой посадки, энергия удара пришлась на амортизаторы кресел, в результате чего экипаж испытал перегрузки около 30 единиц.

В фондах РГАНТД хранится множество интересных фотографий, связанных с предполетной подготовкой советско-венгерского экипажа, в том числе сделанные во время тренировок на выживаемость в экстремальных ситуациях, а также снимки, иллюстрирующие работу на борту станции «Салют-6».

Для подготовки заметки использованы записи сеансов связи 28 и 29 мая 1980 г., хранящиеся в РГАНТД (Арх. № 219-62, 219-63, 219-64).

И.И. Карасёва