У Вас почему-то плохое настроение… Заботы родительские одолевают.. К кому обратиться за помощью? Ершистый, но очень талантливый, целеустремленный, разносторонне развитый подросток – и это мой собственный ребенок?!...А учителя дружно жалуются на проблемы со сверстниками, да и члены семьи за голову хватаются от его энциклопедических познаний. Да это же герой книги В. Медведева «Сверхприключения сверхкосмонавта» Юрий Баранкин.
В.Медведев «Баранкин, будь человеком! Кто не знает эту замечательную сказочную повесть, неизменно входящую в круг чтения нескольких поколений читателей. Что мы знаем об этом авторе? Русский детский писатель и актер, лауреат двух престижных наград: Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской и диплома Международного конкурса имени Г.Х.Андерсена. Его книги переведены на 37 языков. Спектакли и мультфильмы по его книге неизменно собирали восхищенных читателей.
А что побуждает перечитать эти повести и подростка и взрослого? О чем поведает нам главный герой Юрий Баранкин в другой замечательной повести с таинственным названием «Сверхприключениях сверхкосмонавта»? Начало многообещающе. Весна. Главный герой повести Юрий только что закончил работу над романом о ….взрослых. И вдруг нашел интересную рукопись на непонятном, но с русскими буквами языке. Расшифровке не поддается?... Что делать? Помог отставной полковник, служивший шифровальщиком в Великую Отечественную войну. Через несколько месяцев на столе лежал интереснейший материал воспоминаний мальчишки-сверстника – Юрия Иванова, от имени которого преподносятся литературно обработанные материалы.
Какова главная цель жизни подростка Юрия ? Конечно же, в космическую эпоху стать космонавтом. И не просто космонавтом, а космонавтом будущего, сверхкосмонавтом, способным общаться на равных с инопланетянами. Что для этого необходимо? Конечно же, усиленная, разносторонняя целенаправленная подготовка с детства. Ни минуты впустую. Первый на земле «чедоземпр, псип и сверкс», как называет себя Юрий – это в первую очередь подготовленный ЧИТАТЕЛЬ!
Что необходимо, для того, чтобы стать подготовленным к любым контактам с другими цивилизациями ЧИТАТЕЛЕМ? Только ли натренированная прекрасная память и солидный читательский багаж из множества прочитанных книг о жизни замечательных людей, БСЭ, трудов по космонавтике, мемуаров? Юрию, по его собственным словам, достаточно один раз прочесть страницу, чтобы запомнить ее на всю жизнь. И это отнюдь не механическое запоминание фактов. А такие люди в реальной жизни тоже не редкость.
Все карманные деньги, которые дают родители Юрий тратит на подготовку по собственной программе, да еще и немного подрабатывает втайне от своих родителей, помогая одной старушке торговать цветами за небольшое вознаграждение. Программа самообучения рассчитана буквально до секунд. А вот помощь одноклассникам оборачивается скандалом. Как сделать так, чтобы ребята не переговаривались на уроках и не писали друг другу записки? На просьбу старосты класса Юрий предлагает учить азбуку Морзе. Староста класса приписывает это "изобретение" себе, затем трусливо открещивается, когда возникает скандал между классом и учителями. Знакома вам такая ситуация, уважаемые педагоги и психологи?
Тем временем "коварные" одноклассники собираются ставить спектакль-имитацию о Юре. Но он моментально перехватывает инициативу, делая при этом пять дел сразу. Ребята из драмкружка переходят на сатиру, пародируя общение Юрия с учителями. А Юра? Он не теряет времени зря: накачивает мышцу левой руки и правой ноги, решая при этом космический кроссворд. С тонким юмором описана сцена драки подростков, где главный герой продолжает , как всегда, параллельно "просвещать" одноклассников, читая им лекцию о силе удара и при этом решая кроссворд и думая о возникших денежных затруднениях. Под чужими фамилиями Юра занимается в секции самбо и парашютными прыжками, а дома тренировками терминатора планеты Меркурий. Как реагировать родителям на такие записи учителей в школьном дневнике: пытался учить чему-то учителя алгебры, читал учителю естествознанию свою версию о происхождении человека и т.п. Итак, налицо проблема детско-родительских взаимоотношений. Надо же, и собственные родители упрекают сына не в легкомыслии, а в в серьезности!!! И журнал со статьей о психологии подростка не помог родителям. Что ж, призовем на помощь всех родственников. И дядю Петю, окончившего институт тонкой химической технологии имени Ломоносова вместе его с знакомым специалистом по гипнозу, и дядю Мишу- выпускника сельскохозяйственной академии имени Тимирязева и дядю Сеню, окончившего воздушную академию имени Жуковского.Но только впросак попали все взрослые.
Как же удается Юре достигать таких успехов? Разгадка в достижении им читательских вершин описана в главе "Воспоминание двенадцатое". Размышления о купленных по дороге в школу и прочитанных в сквере за сорок минут книгах: "Ораторское мастерство" и "Судебные речи" приоткрывают завесу тайны. Юра самостоятельно овладел искусством так называемого партитурного чтения, что позволяло ему читать примерно двести-триста страниц в час с четко поставленной целью и высокопродуктивным результатом. А по сути описана система динамического чтения, занимавшая умы ученых эпохи НТР, успешно решенная в нашей стране без треска зарубежных рекламных статей. Это подтверждено научными исследованиями и практикой теперь уже нескольких поколений читателей в.разных условиях и состояниях. А какие элементы этой системы описаны в книге? Судить вам, читателям. И получить наслаждение от замечательной доброй детской книги с детскими и взрослыми проблемами.
Фото автора канала.