РАЗВЕДКА НА ВОДУ
Города обычно строились на берегу поверхностного водоема — реки (или слияния двух рек) или озера. Выбору места для города предшествовало изучение местности, ее топографии и водоисточников. Тем самым в какой-то мере осуществлялась и разведка на воду, без которой никакой город не мог выдержать осады, т. е. не удовлетворял своему основному назначению, как крепости. Так, новгородцы, завоевавшие Вятскую область, для создания нового города выбрали в 1181 г. место; «над рекою Вяткою, близ устья реки Хлыновицы, на высокой горе, иже завется Кикиморская, место бы оно- ко вселению удобно и с тоя-горы источники вод истекающи мнози»..
Разведка поверхностных источников затруднений не представляла... Качества воды определялись по внешним признакам (прозрачность, цвет, запах) и на вкус.
Прекрасно понимали русские люди непригодность для питья загрязненной воды. Так, те же новгородцы, осаждая в 1212 г. ливонских рыцарей в Оденпском замке (который пользовался водой из протекавшей у его подножья реки), стали бросать в реку трупы и падаль. Вода настолько загрязнилась, что жители (не могли пить ее и через 8 дней: вынуждены были откупиться,.
Много столетий назад русские люди сталкивались С тем, что внешне, повидимому, доброкачественная вода может вызвать болезни. Причины подобных явлений, само собой разумеется, тогда не могли быть выявлены.
Основатель Троицкой лавры Сергий (1314—1392), по словам его ученика
и биографа Епифания, творил «чудеса».
Среди |них на первом месте указывается следующее. Для своей обители Сергий выбрал (место на берегу маленькой речки, (вода которой была непригодна для питья. Для последней цели использовался выбивавшийся (из-под берега небольшой, но чистый ключ. Со временем он иссяк, и братия монастыря вынуждена была далеко ходить за водой. Ввиду возникшего ропота Сергий, «взяв с собой одного брата, сошел с ним в дёбрь или низину и нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над ним усердную молитву; по окончании ее внезапно явился обильный источник воды», из которого впоследствии монахи и брали воду для всяких потребностей. Если отбросить вопрос о молитве и якобы дождевой воде, а взять техническую суть, то можно установить, что в XIV в. русский монах умел правильно отыскать подземные воды.
Около 1358 с. Сергий был в Киржаче и там выкопал колодец.
Об умении отыскивать подземные воды свидетельствует также пример Макария, основателя Унженского монастыря Костромской губернии. Он поселился в 1439 г. на высоком, но безводном холме над рекой Унжей. Вблизи этого места было «суходолие, сходящее к реке на южную страну, в нем же ниже следу текущия воды». Макарий сошел вниз и
начал копать землю: «и се абие ид еже выкопа, проторжеся земля и
воскипе отвнутрь земли источник чист сладкия живыя скачущия воды».
Таким образом, он открыл восходящий ключ, существующий до на-
стоящего времени. Здесь был устроен колодец.
По приведенному описанию местности ясно, что Макарий правильно
выбрал место для захвата подземных вод. Это показывает, кстати, что
. в XV в. русские люди отдавали предпочтение подземным водам перед
поверхностными.
Для питьевого водоснабжения при общей незагрязненности водоиссточников в то время решающим был вопрос количества воды. Однако вследствие сравнительно небольших расходов он не играл особенно существенной роли. Совсем иным было положение с техническим водоснабжением для солеварения: здесь и количество соляной воды, и ее состав имели чрезвычайное значение. Поэтому приходилось не только отыскивать соляные водоисточники, но до развертывания промыслов нужно было оценить их дебит й сделать примитивный анализ воды. |
О методах последнего пока имеются документы лишь XVII столетия. Но без большой ошибки можно полагать, что з XVI в., когда солеварение на Руси развивалось (весьма успешно, применялись в основном те же способы анализа соляных вод, что и столетием позже.
ВЫВОД Ы. Устраивая свои города на берегах поверхностных
водоемов или вообще вблизи водоисточников, русские люди производили
соответствующую разведку. Используя с давних пор для водоснабжения, а также солеварения подземные воды, они обладали также искусством отыскания этих вод.