Встреча
Учительница английского языка Вероника Анатольевна ждала свою любимую выпускницу в кафе. Но узнала её не сразу. Вернее сказать – совсем не узнала. Поверить невозможно, что человек может так измениться за два года, что прошли с той последней встречи в парке!
Девушка лёгкой походкой шла к столику, провожаемая восхищёнными взглядами мужчин. Она стала не просто красавицей, а тем самым совершенством, о котором пела Мэри Поппинс. В Яне идеально было всё: причёска, макияж, фигура, одежда и украшения. Но даже не это привлекало к ней внимание, а какая-то особая энергетика. Яна светилась счастьем. Его лучики проглядывали в добрых глазах, игривой улыбке, распрямлённых плечах. И этой ауры хотелось коснуться хотя бы взглядом.
Они разговорились. Девушка училась на «ин-язе», жила в общежитии, получала повышенную стипендию и подрабатывала гидом-переводчиком. Нет, замуж она не торопилась, хотя от претендентов отбоя не было.
- Ты очень изменилась, - сказала учительница.
- Благодаря вам. За уроки отдельное спасибо, но помните последнюю встречу в парке? Я обиделась тогда на ваши слова, но именно они заставили меня задуматься и действовать.
Скромное детство
В семье Яны деньгами распоряжалась мама. Отец работал на заводе, зарплата хоть и небольшая, но и бедствовать не позволяла. Однако девочка всю жизнь ходила в обносках, донашивая за старшими двоюродными и прочими родственниками. В школе питалась строго обедами, не позволяя себе купить что-нибудь вкусненькое, и чуть не ревела над каждым сломанным карандашом. А всё потому, что мама Яны считала себя экономной и откладывала на «чёрный день». Но чем больше становилась копилка, тем сильнее урезала расходы семьи «хозяюшка», превращаясь в скрягу.
Отец не спорил. Отдавал зарплату, получал из неё строго выделенные копейки на проезд и обед, и был доволен тем, что умная жена создаёт «подушку безопасности». А Яна стыдилась взглянуть в глаза одноклассникам и пригласить домой подруг – настолько убого выглядела их квартира. Все школьные годы щуплая девочка пряталась где-нибудь на задней парте. Ходила ссутулившись, втянув голову в плечи, чтобы стать незаметной. И мечтала только об одном – наконец, купить себе то, что хочет она сама: модную одежду, мороженое, билет в парк развлечений или кино.
Порой Яна заходила в магазин и любовалась красивыми платьями. Но примерить их у неё не хватало духа, настолько недостижима казалась мечта. Девочка листала журнал с причёсками, проходила мимо витрин с украшениями и завидовала одноклассницам, за которыми уже потихоньку начинали ухаживать мальчики. Но на все просьбы она получала от матери лишь оплеухи – словесные и настоящие. Упрёки, что не ценит чужой труд и родительскую заботу. Что не понимает счастья в жизни – ведь она одета, не голодная, есть крыша над головой, что ей, дурынде, ещё надо?
Так прошло её детство, отгремел выпускной, и Яна пошла работать. Она устала жить в безденежье, да и мама обрадовалась, что не придётся ещё пять лет дочку зря кормить. И казалось бы, вот оно, свершилось! Получив первую зарплату, Яна вновь пошла по магазинам – прицениться. Но радость оказалась недолгой. Дома мать потребовала отдать всю зарплату. Оказывается, она уже связалась с начальством и узнала дату получки и её сумму.
- Пока ты живёшь с нами, ты наша семья и обязана жить по нашим правилам, - заявила она дочери. – Мне надо оплачивать квартиру и продукты. Ты потом ещё и спасибо мне скажешь.
Отец поддержал супругу, и Яна была вынуждена подчиниться. В её жизни ничего не поменялось. Девушка рассматривала вариант с переездом, да разве на зарплату технички можно позволить себе снять жильё?
Однажды к Яне обратилась бывшая одноклассница.
- Слышь, Ян, ты английский ещё не забыла? Сможешь помочь с переводом? Препод в ВУЗе лютует, немыслимые объёмы задаёт.
Дело происходило в те времена, когда интернет только-только начал зарождаться и не имел повсеместного распространения.
С иностранными языками, если они шли «непрофильными», у многих студентов не клеилось. Яна же любила этот предмет в школе, у неё был какой-то особый талант, цепкая память и понимание на уровне подсознания. Повезло ей и с Вероникой Анатольевной, которая от души занималась с девочкой дополнительно и буквально пророчила ей «ин-яз». Так у Яны и появилась подработка.
Ей стоило невероятных усилий прятать свой секрет от матери. Та, казалось, следила не только за деньгами дочери, но и за её жизнью вообще. Тем не менее, к следующему лету у Яны появилась «свободная» сумма. И девушка решила исполнить старую мечту.
Этот комплект – элегантная блузка и пышная юбка цвета сирени – манил её из витрины уже давно. Продавщица ахнула – как Яне идёт! Вот ещё туфли к нему. И вполне по деньгам. Да девушка и сама всё видела, она с наслаждением крутилась перед зеркалом, разглядывая обновлённую себя. В порыве эмоций зашла в парикмахерскую, где из бесформенного хвоста сделали невообразимо красивое обрамление её юного личика.
Яна уже не шла по торговому центру – летела как на крыльях, звонко цокая каблучками. Ей хотелось показаться всему миру и заключить его в свои объятия. А потом…
... потом Вероника Анатольевна
увидела любимую ученицу в парке на скамейке. Яна изменилась внешне – сиреневый костюм и причёска сделали из неё просто красавицу. Но она сидела всё такая ссутуленная и… заплаканная. Тёплый ветер играл тополиным пухом, и Вероника Анатольевна вначале решила, что дело в нём.
- Яночка, здравствуй! У тебя всё в порядке? Ты поступила, учишься? – учительница села рядом.
Яна покачала головой и расплакалась. Веронике Анатольевне с трудом удалось узнать о её жизни после выпускного и о причине расстройства.
- Понимаете! – рыдала Яна. – Это всё слишком хорошо для меня. Куда я в этом пойду? Кому это надо? И что я скажу маме? Она права – зачем такие излишества. Как вы думаете, у меня примут костюм обратно? Пусть лучше деньги дома лежат, чем эти вещи.
Вероника Анатольевна задумалась. Девочке с детства твердили, что жить в нищете – это нормально. И хотя сама Яна тянулась к другому, при достижении желаемого результата детские установки сыграли свою роль. И теперь, вместо того, чтобы радоваться долгожданным покупкам, девушка испытывала стресс и ненависть к себе. Сформировавшаяся в подсознании «зона комфорта» цепко держала её в своих границах. Не вытащить девочку оттуда сейчас – так и увязнет она в этом болоте до конца своей жизни.
Учительница пыталась объяснить Яне, что любить себя - это нормально, но до девушки было не "достучаться".
- Да, я решила, - вдруг заявила Яна, вытирая слёзы. – Я верну костюм, а перед мамой извинюсь за излишние траты. Скажу ей, что такого не повторится. Спасибо, что выслушали.
- Верни, - ответила Вероника Анатольевна, придавая голосу чуть ироничную интонацию. – Верни, если хочешь, чтобы твоя дочь в будущем повторила твою судьбу.
#психология #семейные истории #подростки #интересные истории #истории из жизни
Дорогие друзья и просто читатели! 🌹 Буду благодарна за вашу поддержку лайком 💖 и комментарием. 📝