По мотивам одного поста...
Недавно прочла в Телеграмм пост, который несколько напряг. Канал сам интересный, посвящён древнеримскому городу Помпеи. Автор, вероятно, историк или историк искусств. Зашла прочесть новое и вижу... Цитирую полностью:
"Не могу не поделиться! Вся правда о Помпеях в паре фотографий!
Современная художница рисует на стенах Помпей, которые на самом деле погибли в XVI веке, "древнеримскую" фреску! А мы потом удивляемся, откуда на этих самых фресках и мозаиках сюжеты эпохи Возрождения. Так вот же: работники Помпей их сами и рисуют, выдавая за античные."
К посту прилагались две фотографии, которые я позаимствовала и разместила ниже - они из Инстаграмм предыдущего директора музея Помпеи Массимо Осанны. А в комментариях читатели откликнулись сердито и возмущённо в стиле "доколе?!" и т.п.
Начну с того, что "современную художницу" никто и близко не подпустит к фрескам в древних Помпеях, а также к картинам, иконам и другим произведениям искусства музейного уровня. Очевидно, что на фото художники-реставраторы. Причём, на втором фото в руках реставратора даже не кисточка - скальпель. Т.е. она производит расчистку, а не тонировки.
Тонировки отличаются от живописи так же, как художник-реставратор от просто художника.
В реставрации много направлений: реставраторы живописи, графики, изделий из дерева (краснодеревщики), штукатурных и лепных изделий, реставраторы металла, тканей. Поговорим о художниках-реставраторах, занимающихся реставрацией живописи. Если честно, не знаю, насколько хорошо должен уметь рисовать реставратор тканей или керамики... но, наверняка умеет. А реставратор живописи обязательно заканчивает художественное учебное заведение, чаще Академию художеств, и учить там умеют. Но, одно дело уметь рисовать, другое - применять на деле.
Художники-реставраторы умеют, любят и конечно рисуют, но не на работе. Реставрация и творчество вещи несовместимые.
Вы когда нибудь пробовали рисовать на стене кистью номер 0? А номер 1, 2?
Ещё раз повторюсь, даже на большемерных картинах, на монументальной (настенной) живописи мы в работе используем кисти самых маленьких размеров. И для этого есть серьезное основание.
Красным контуром показываю границу утрат красочного слоя. Красными стрелками подчёркиваю: за границу утрат реставратору выходить запрещено, тонировка выполняется в пределах контура. Толстой кистью работать неудобно, это очевидно. На участках потёртостей красочного слоя тоже выполняются тонировки, краска наносится отдельными мелкими точками.
Всем добра и не верьте слухам!))
Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.