Найти в Дзене
Шкатулка ведьмы

Древнегреческая богиня Ирида

Оглавление
Gaetano Matteo Monti, Iris as goddess of the rainbow
Gaetano Matteo Monti, Iris as goddess of the rainbow

Ири́да (др.-греч. Ἶρις) — в древнегреческой мифологии первоначально олицетворение и богиня радуги, дочь Тавманта и Электры (океаниды), сестра Гарпий. Жена бога ветра Зефира, (др.-греч. Ζέφυρος, «западный»). По версии Алкея (древнегреческий поэт, 626/620 – после 580 до н.э.), родила от Зефира Эроса (по Гомеру – Потоса).

Древнегреческое существительное Ἶρις означает как радугу, так и ореол Луны (halo).

Главная роль Ириды — быть вестницей богов, поручения которых она разносит с быстротой ветра по земле, в морские глубины и в преисподнюю. Зевс посылает её с сосудом набрать воды из Стикса.

Как богиня радуги, являющейся после дождя в туче или в брызгах воды, Ирида стояла близко к водным и морским божествам. У поэтов она является иногда прислужницей Геры и исполнительницей её поручений, подобно тому как Гермес играет такую же роль при Зевсе.

Герме́с (др.греч. Ἑρμῆς), устар. Э́рмий, — в древнегреческой мифологии бог торговли и счастливого случая, хитрости и воровства, юношества и красноречия. Покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — «проводник душ») в подземное царство Аида.

Греки, жившие на побережье, чаще всего видели дугу радуги, охватывающую расстояние между облаками и морем, и поэтому считалось, что богиня наполняет дождевые облака водой из моря. У Ириды не было собственной особой мифологии. В мифе она появляется только как посланница с поручениями и обычно описывается как девственная богиня.

Ее имя имеет двоякое значение и связано как с греческим словом iris «радуга», так и с eiris «посланник».

В искусстве

Изображается Ирида чаще всего летящей, с распростёртыми большими крыльями, с кадуцеем или чашей в руке. Именуется «златокрылой».

Из современных скульптур, пожалуй, наиболее известна «Ирида, посланница богов» Родена (которую я вам не покажу, потому что уж сильно 18+ изначально, Ирида парила над обнаженным Роденом, символизируя славу, которой удостоились писательские таланты автора. А вокруг Родена находились обнаженные же нимфы. Общественность была крайне возмущена такой скульптурой, т.к. вид тела преклонных лет мужчины шёл вразрез с представлениями скульптурного искусства в то время, говоря простыми словами – все ожидали явной красоты, считываемой даже походя. Родена и муз убрали, оставив только часть скульптуры – парящую обнаженную Ириду. Чистая сексуальность, без капли ужимок или флёра похоти – присущие женщинам черты в работах Родена). Обычно же древнегреческие мастера изображали Ириду стоящей рядом с Зевсом или Герой, иногда пьющей нектар из кувшина. Как виночерпия богов Ирида часто неотличима от Гебы в искусстве.

Краснофигурная вазопись Ирида и Гера 5 век до н.э.
Краснофигурная вазопись Ирида и Гера 5 век до н.э.

Схожесть или связь между Иридой и Гермесом:

  • Филострат Старший. Описание статуй: «Да и накидка, которая надета на нем [Амфионе], и она скорей всего тоже дар Гермеса. Никогда одинаковым не бывает цвет у нее, но меняется и отливает всеми цветами Ириды – радуги неба». Здесь Гермес, посланник богов, тесно связан с радугой – в некоторых текстах Ирида изображена в разноцветном пальто. С этим пальто она фактически создает радугу, на которой ездит, чтобы добраться с места на место. Говорят, что крылья Ирис были настолько красивы, что она могла даже осветить темную пещеру – особенность, наблюдаемая из истории ее визита к Гипносу, чтобы передать сообщение Альционе.
  • Платон изобретает философские этимологии для объяснения имен богов:«Сократ. Давайте спросим, что думали люди, давая им [богам] свои имена (...) Первые люди, давшие имена [богам], были не обычными людьми, а высокими мыслителями и великими ораторами. Ирида [Как и Гермес], пожалуй, тоже получила имя от глагола «эйрейн», поскольку она была вестницей».
  • Нонн Панополитанский, «Деяния Диониса»: «Вестница же Ирида по повелению Геры ищет уже Диониса. Щиколотки препоясав пернатой плесницею крепко, жезл приявши во длани, Гермесом, вестником Зевса, Меднодоспешному Вакху [Дионису] предстала и молвит(…)». Здесь упоминается способность Ириды принимать различные облики, подобно Морфею, который считался лучшим в своём деле, так как весьма реалистично превращался в определенных людей и богов во снах (Морфеус от греч. – «формирователь»).

Трансформации Ириды

Способность к превращениям чаще приписывается трикстерам, которые, преследуя только им известные цели, принимают обличье других персонажей. Однако, в случае с Иридой, эти превращения четко обозначены заданиями Геры. Кроме того, Ирида, как и общий, «нормальный», архетип трикстера – находится между. Она не принимает ничьей стороны и делает то, что должна. Впрочем, и здесь есть пересечение с трикстерами, которые, несмотря на негативную оценку их поступков поначалу, в итоге чинят некие ситуации, неся добро вот таким странным, антагонистическим образом.

  • Вергилий, «Энеида»: «Облик богини сменив на обличье старой Берои (…)»
  • Нонн Панополитанский, «Деяния Диониса»: [Гера Ириде]«Преобрази только облик, черно́опоясанной девы Никты прими обличье, Гипноса матери темной, именем чуждым прикройся».
  • Нонн Панополитанский, «Деяния Диониса»: «Преобразив свое тело, появилась в обличье мнимом бога Арея: над главою взвивался гребень косматый шелома, бросила прочь Ирида пеплос златошафранный. В битве полезной бронею прикрылась, как матерь сраженья, бахтерцем окровавленным. Уста изрыгали угрозы битвенные, что мужу приличны в единоборстве, голосу придала Эниалия [Ареса] бога раскаты».
  • Гомер, «Илиада»: «С вестью Ирида явилась к Елене лилейнораменной. Вестница, образ при­няв­ши любез­ной Елене золов­ки (…) Лаодики…»

Способность и право посещать все царства

Будь то глубины океана и заоблачные высоты, Аид и обитель сна Гипноса, Олимп и мир смертных.

Если говорить о функции психопомпа и неприкосновенности кадуцеатора: Ирида, насколько я сейчас понимаю, не столько «пограничник мира мертвых», сколько сопровождающий вообще. Она может проводить откуда угодно, куда угодно и кого угодно. Для неё в принципе понятия «граница» не существует. Она – и позаботится о выстраивании моста, и проводит, и договорится, с кем нужно. Область, доступная Ириде, не ограничивается миром живых и миром мертвых, и связью между ними.

  • Гесиод, «Теогония»: [О воде Стикса]«Быст­рая на ноги дочерь Фав­ман­та Ирида лишь ред­ко с вестью при­мчит­ся сюда по хреб­ту широчай­ше­му моря. Если раздо­ры и спор начи­на­ют­ся меж­ду бес­смерт­ных, если солжет кто-нибудь из богов, на Олим­пе живу­щих, с круж­кою шлет золо­тою отец-молневержец Ириду, чтобы для клят­вы вели­кой богов при­нес­ла изда­ле­ка многоименную воду холод­ную, что из высо­кой и недо­ступ­ной стру­ит­ся ска­лы».
  • Гомер, «Илиада»: «Став пред Фети­дой, веща­ла послан­ни­ца Зев­са: «Фети­да! Зевс при­зы­ва­ет тебя, непре­лож­ных сове­тов стро­и­тель». Так устре­ми­лась [Фетида к Олимпу]; пред нею подоб­ная вет­рам Ирида быстро пошла; рас­сту­па­ли­ся окрест их волны мор­ские. На берег вышед, боги­ни к высо­ко­му бро­си­лись небу…»
  • Гомер, «Илиада»: «И вет­ры, увидев боги­ню, все торопливо вско­чи­ли, и каж­дый к себе ее кли­кал. С ними сидеть отка­за­лась боги­ня и так гово­ри­ла: «Неко­гда, вет­ры; Еще поле­чу я к вол­нам Оке­а­на, в край эфи­о­пов далекий; Они гека­том­бы при­но­сят жите­лям неба, и я при­но­ше­ний участ­ни­цей буду. Мощ­ный Борей и Зе́фир зву­ча­щий, вас при­зы­ва­ет быст­рый нога­ми Пелид, обе­щая пре­крас­ные жерт­вы, если воз­жечь поспе­ши­те костер Мене­ти­да Патрок­ла, где он лежит и об нем сокру­ша­ют­ся все арги­вяне». Так гово­ря, от поро­га взви­ла­ся»
  • Овидий, «Метаморфозы»: [Об обители Гипноса] «В покров обле­ка­ет­ся тысячецветный вестница и, небе­са обо­зна­чив округ­лой дугою, в скры­тый под ска­ла­ми дом отле­те­ла царя сно­виде­ний. Близ Ким­ме­рий­ской зем­ли, в отда­ле­нье нема­лом, пеще­ра есть, углуб­ле­нье в горе, — непо­движ­но­го Сна [Гипноса] там покои… Дева едва лишь вошла, сно­виде­нья раз­дви­нув рука­ми [Ониры] (…) Пере­дав пору­че­нье, Ирида вышла. Доль­ше тер­петь не в силах была испа­ре­ний; Сон стал в теле ее раз­ли­вать­ся, — она убе­жа­ла и воз­вра­ти­лась к себе на той же дуге семи­цвет­ной»

Этот фрагмент повествует о том, как Ирида, единственная из богов и людей, смогла проникнуть в обитель сна Гипноса. Ни до, ни после это никому не удавалось. 

Связь Ириды с ритуалами

  • Стаций, «Фиваида»: «А убиенных тела [аргивян, которые умерли в Фивах] своею заботой Ирида [посланная Герой] не оставляет: росой потайной и амвросии влагой тленью подвластную плоть кропит, чтоб дольше держалась и дождалась бы костра и до пламени не разложилась»

Здесь Ирида выступает в роли бальзамировщика с одной стороны, и того, кто обеспечивает проведение правильных ритуалов погребения. Поискав на тему бальзамирования в Древней Греции, нашла не так уж много информации. Большая часть сводится к тому, что принцип бальзамирования и мумифицирования греки взяли у египтян. Кроме того, по Ониансу, амброзия – «божественный эквивалент оливкового масла и жира». В бальзамировании использовались жиры, специи и эфирные масла, об антибактериальном эффекте которых уже было известно в Древнем Египте, что и переняли греки. Парфюмерия (воскуривание фимиамов, окропление благовониями) в Грецию пришла точно так же – из Египта.

О природе Ириды

  • Платон: «Тот, кто назвал Ириду дочерью Тавманта [Чудо], видно, знал толк в родословных».
  • Цицерон о природе богов: «Но поче­му не отне­сти к богам еще и раду­гу [Ириду]? Она ведь так пре­крас­на, что ее за изу­ми­тель­ную кра­соту счи­та­ют доче­рью Тау­ман­та и внуч­кой Оке­а­на. А если раду­га — боже­ство, то поче­му — не обла­ка? Ведь сама раду­га обра­зу­ет­ся из обла­ков, каким-то обра­зом окра­сив­ших­ся».

«Обращение к Богине», Кала Троб.

Ниже представлен текст из книги с некоторыми сокращениями:

«(…) И теперь, когда она может свободно гулять по мирам, она путешествует между ними, неся с собой свет и понимание.

Она появляется на ресницах плачущих, даруя им надежду, а иногда – смирение. Благодаря вмешательству Ириды Деметра смогла оправиться после похищения своей дочери. Ирида не может оставаться безучастной, когда видит нарушение равновесия. И поэтому жизнь Ириды посвящена претворению божественной воли в жизнь. Она путешествует, слушает, рассказывает. Иногда действует по собственной инициативе, поскольку палитра ее души безгранична – в ней есть черное и белое и все, что располагается между ними, и она понимает, что в мире должны присутствовать все цвета.

Она выстраивает арку между крайностями, которая проявляется в виде небесного разноцветного моста.

Она – посланница богов, которая несет надежду и дает правильные советы. Она – одна из немногих, кто может покидать Эребус и безнаказанно пересекать подземную реку Стикс. В «Теогонии» Гесиода сказано, что она приносила священную воду реки Стикс, когда богам необходимо было дать клятву. Любой, кто нарушит такую клятву, впадет в летаргический сон длиною в год, вызванный ветром, который нашлет богиня.

Ирида играет роль служанки Геры и управляет облаками и дождем. Тем не менее основной ее функцией является посредничество. Наряду с Гермесом Ирида выступает в роли представителя и вестника богов. Именно ее Гера посылает в покои бога сна Гипноса (Сомнуса) с просьбой, чтобы некоторые достойные смертные получили во сне видения. Благодаря Ириде сын Гипноса, Морфей, сообщил во сне о смерти Кеика его тоскующей жене Алкионе. В «Илиаде» же говорится, что Зевс сделал Ириду своей посланницей для передачи срочных сообщений, чтобы она останавливала кровопролитные сражения.

Когда человек испытывает мучения перед смертью, Ирида приносит облегчение, перерезая серебряную нить, связывающую душу с телом и, следовательно, – с этим миром. Она проявляет безграничную щедрость и дипломатичность. Ирида стоит на границе добра и зла, сохраняя между ними баланс.

Ее находчивость и спокойствие в ситуациях, которые могут быть опасны для постороннего, – качества, достойные подражания. Интересно также то, что настолько активная богиня способна остановить какое-либо действие, восстанавливая тем самым гармонию. Она не просто доставляет сообщения по воле других божеств, она умна и по-своему вершит суд. Основные качества Ириды – ее мягкая сила и умение общаться, необходимые для искусства поддерживать равновесие. Ее сдержанность, умение подстраиваться под окружение и свободно перемещаться между материальным миром, снами и миром бессмертия, а также беспристрастность в божественных и мирских вопросах делают Ириду идеальным примером духовной целостности в ее самом умеренном и осязаемом проявлении. Она олицетворяет разумное спокойствие.

Ирида может помочь, как и Персефона, когда необходимо достичь равновесия или смириться с переменами.

В «Мифологическом Таро» Джульетты Шарман-Бюрк Ирида изображена на карте Умеренности – символа самоконтроля даже в неспокойные времена. Ангел умеренности – это сверхдуша, которая сохраняет устойчивость в изменчивом физическом мире благодаря духовному прозрению. Как и Ирида демонстрирует невозмутимость и спокойную веру в добро.

Иллюстрация с карты Умеренность, Мифологическое таро
Иллюстрация с карты Умеренность, Мифологическое таро

Ирида – дипломат и посланница богов, разбирающаяся в вопросах практических и духовных. Это чрезвычайно многофункциональная богиня, она дарует спокойствие душам, измученным трудностями и оказавшимся в тупике. Она освещает для них вечность.»

Таро Рэкхема

В Таро Рэкхема Ирида изображена на карте Туза мечей.

Туз мечей, Таро Рэкхема
Туз мечей, Таро Рэкхема

В МБК информации о карте на две строчки: «Свежие идеи. Новый ветер сдувает застойное мышление. Более возвышенная точка зрения. Дар надежды».

Автор телеграм-канала «хижина скоге» объединила «обычную» трактовку Туза мечей, значение архетипа Ириды и краткое изложение из МБК Таро Рэкхема:

«Обретение уверенности в принятом решении/принятии решения. Получение озарения и ясности мысли в любом поставленном вопросе. Осознанность, чистота мышления. Удачный поворот ситуации в пользу вопрошающего. Вдохновение в планах, появление энтузиазма в реализации дел. 

Разрешение, стремительное развитие событий после промедлений, застоя (радуга после туч). Появление прояснений в спорной или скрытной ситуации. Удачный старт. Важные вести по делам и планам вопрошающего. Возможно, помимо вестей могут проиграться и советы, помощь извне в достижении целей. Уверенность в себе, своих действиях и силах. 

Базовая трактовка карты не отменяется, но играет в более мягкой и усмирительной форме. Такие негативные проявления, как деспотичность, отсутствие эмпатичности сглаживаются, так как Ирида все таки близка к водным божествам, как и с персонификацией чего-то красивого, красочного, радостного. Ни о каком «хождении по головам» в этой интерпретации не может быть и речи. Строгость и непреклонность также должна смягчиться».

Астероид, цветок и химический элемент

  • Ири́да (лат. Iris) — астероид главного астероидного пояса. Открыт 13 августа 1847 года английским астрономом Джоном Хиндом в обсерватории Бишопа, Великобритания. Астероид назван в честь древнегреческой богини радуги.
Символ астероида (7) Ирида
Символ астероида (7) Ирида
  • Ирис получил своё имя в древней Греции по имени богини Ириды, которая как посланница богов сходила по радуге на землю. Слово «Ирис» в переводе с греческого означает «радуга». Название этому цветку дал Гиппократ, греческий врач (около IV века до н. э.).

Вместе с тем, название «ирис» может происходить от греческого слова «eiro», что означает «соединять». В древнегреческой мифологии считается, что Ирида (ирис) способна вытягивать воду из моря, чтобы питать облака. При этом она создает радугу, которая соединяет небо и землю. Ирис имеет сложные корневища, в которых накапливается вода (я бы сказала, что внешне напоминают корни лотоса).

Ирис растёт на берегах рек и болот и часто в ирисах художники изображали нимф. Наличие этого цветка на картине обозначает, что мы смотрим не на обычную девушку, а на существо из иного мира. Ирисы будто символизируют расположение места перехода (как берег Стикса), некие врата.

Генриетта Рэй, «Гилас и водные нимфы», 1910
Генриетта Рэй, «Гилас и водные нимфы», 1910
  • Иридий — очень твёрдый, тугоплавкий, серебристо-белый переходный металл платиновой группы, обладающий высокой плотностью. Имеет высокую коррозионную стойкость даже при температуре 2000 °C. В земных породах встречается крайне редко, поэтому высокая концентрация иридия в образцах породы является индикатором космического (метеоритного) происхождения последних.

Иридий (др.-греч. ἶρις — «радуга») получил такое название благодаря разнообразной окраске своих солей.

Иризация – радужный эффект на поверхности.

Существует древнегреческий миф, связанный с радугой и ирисами. Интересно, что у новозеландских племен маори есть очень похожая легенда, только уже про связь радуги с орхидеями. Однако, это различие не так уж велико – дело только в географии и климате, а смысл остаётся тем же: ирисы названы в честь радуги за многообразие расцветок. И абсолютно потому же орхидеи у маори считаются осколками радуги – различные цвета орхидей. 

Суть древнегреческого мифа:

Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным семицветием радуга — так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду. Она не гасла до самого рассвета. И когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы.

Если сопоставить миф и информацию о возникновении иридия на Земле, можно прийти к выводу, что «олимпийский огонь» – это ни что иное, как метеорит.

  • Ра́дуга — атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении ярким источником света (в природе Солнцем или Луной — см. лунная радуга) множества водяных капель (дождя или тумана). 

При этом, чтобы радуга была видна, солнце должно находиться не выше 42 градусов над горизонтом относительно местонахождения наблюдателя.

Говоря простыми словами, радугу можно увидеть утром или вечером, а в полдень – никогда.

Я сначала не поняла, почему Ириду называют в некоторых источниках «вестницей рассвета». В моём сознании место светоносного прочно занял Люцифер (то есть, планета Венера – утренняя звезда). 

Оказалось, что и здесь дело в географии. Во влажном тёплом климате за ночь не исключено, что поднимается туман. Вот он-то и образует радугу поутру. 

И, кроме того, стоит взять во внимание, что ирисы любят влажную почву - болота и берега рек, над которыми рано утром висит туман.

Утренняя радуга
Утренняя радуга

Геральдическая Лилия

-8

В нескольких источниках упоминается, что до сих пор идут споры, лилия это или ирис. Споры основаны на том, что раньше люди не различали эти два растения. Однако, сейчас уже есть определение:

Геральди́ческая ли́лия, также королевская (бурбонская) лилия или флёр-де-лис (фр. fleur de lys / lis; «цветок лилии», не садовой, но водяной, по-русски «ирис» = греч. слово «радуга») — гербовая фигура, одна из самых популярных.

И́рис ложноаи́ровый (также ирис жёлтый, ирис боло́тный, ирис водяно́й, ирис аирови́дный)
И́рис ложноаи́ровый (также ирис жёлтый, ирис боло́тный, ирис водяно́й, ирис аирови́дный)

Самые древние знаки лилии, схожие с лилиями западноевропейского средневековья, можно видеть на ассирийских рельефах 3-го тысячелетия до н. э., где ими украшены тиары, нагрудные цепи и скипетры, что указывает на их важное значение в качестве символов царской власти. Позднее встречаются на аналогичных регалиях Крита, Индии и Египта, ещё позже на разных монетах — греческих, римских и галльских. Их рисунок лилии постепенно приближается к гербовому.

Все источники, на которые я опиралась в исследовании, указаны на моем канале в комментарии к посту:

🌙 Дневник Рерих☀️