Найти в Дзене
Светлана Россинская

PERSONA NOTA: РИХАРД ВАГНЕР И КОЗИМА ФОН БЮЛОВ

Фоторепортаж после литературного в литературном клубе «Прикосновение» модельной библиотеки «Фолиант», посвященного 210-летию со дня рождения немецкого композитора

Рихард Вагнер (22.05.1813 - 13.02.1883), 210-летний юбилей которого отмечает в 2023 году весь цивилизованный мир, был известнейшим немецким композитором, теоретиком искусства и реформатором оперы. Он оказал значительное влияние на всю европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую.

-2

14 мая 2023 года в литературном клубе «Прикосновение» состоялось литературное расследование «Persоna Nota: Рихард Вагнер и Козима фон Бюлов».

-3

На встрече читатели чуть ближе познакомились с жизнью и творчеством юбиляра, посмотрели документальный фильм «Рихард Вагнер. Сумерки бога», послушали прекрасную музыку из оперы «Валькирия», узнали много новых фактов из его биографии. Вот только несколько из них.

-4

Творческая натура Вагнера требова­ла соответствующего окружения. Он, например, на­стаивал, чтобы в его доме не было неэстетичных шумов, запахов и даже людей, а также угловатых предметов - например, книг. Стены комнат были задрапированы шелком, на полу лежали персидские ков­ры. Наряды его тоже были роскошными: он особенно любил кружевные рубашки и атласные халаты.

Вагнер был очень суеверен. Он никогда не держал дома кошек - не только чер­ных, но, на всякий случай, и любых, а от числа 13 вообще приходил в ужас. Особен­но потому, что сам родился в 1813 году. Он говорил: «Если бы от рождения меня не преследовала «чертова дюжина», то я уже к тридцати годам покорил бы весь музыкальный мир!» Чтобы избежать про­вала своих опер, Вагнер категорически за­прещал устраивать их премьеры тринад­цатого числа.

Как известно, по сложности постановки и количеству реквизита оперы Вагнера долго не имели равных в мире. Однажды для представле­ния оперы «Валькирия» в Вене ему потре­бовались четыре черных коня, но в двор­цовых конюшнях нашлись только серые. Композитор уже собирался отменить дейс­тво, на которое были затрачены немалые суммы, но положение спас дипломат фон Ринг, посоветовавший выкрасить лошадей в черный цвет. Вагнер лично проверял ка­чество покраски.

Именно Вагнеру Германия обязана одной из своих туристических достопримечатель­ностей - замку Нойшванштайн, который возвел король Людвиг в честь своего любимца.

-5

На четвертом этаже замка на­ходится Зал певцов, украшенный сцена­ми из вагнеровских опер. Ни Вагнер, ни король не увидели замка во всем блес­ке - он был достроен уже после их смерти.

-6

При Гитлере здесь проводились музыкаль­ные фестивали в память композитора.

«Я умру на твоих руках», - эти слова сказал когда-то композитор своей возлюбленной - Козиме фон Бюлов, дочери Ференца Листа. Они пережили годы разлуки и осуждение со стороны самых близких и родных людей, прежде чем сбылось это пророчество. Их любовь не была прекрасной роман­тической сказкой. Ее называли «развратом», «позором», «преступлением против морали», а сами влюбленные подвергались всяческим оскорблениям и унижениям. Рихарду и Козиме пришлось пережить безоговорочное осуждение и со стороны общества. Десять лет они мучительно шли к своему счастью.

Узнав об испыта­ниях, выпавших на долю этих людей, читатели провели свое небольшое литературное расследование и поняли, что самый беспристрастный суд в мире - суд истории - признал их правоту.

-7

«Нет ли у него, в самом деле, таланта к музыке?»

Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге и был младшим ребенком. Отца своего он не помнил - тот умер от тифа спустя ровно полгода после рождения Рихарда. Мать Вагнера вторично вышла замуж за старого друга семьи, актера и живописца Людвига Гейера, который своей заботой и любовью фактически заменил Вагнеру отца.

Влияние Гейера на формирование личности мальчика было велико, несмотря на то, что их общение длилось не долго - в 1821 году отчим Вагнера скончался. Его слова, сказанные на смертном одре: «Нет ли у него, в самом деле, таланта к музыке?» - оказались пророческими.

Жизнь была подчас очень жестока к творцу «Лоэнгрина» и «Тристана и Изольды».

-8

Минна Планер - самая неподходящая из композиторских жен

В ноябре 1836 года Вагнер женился на актри­се Минне Планер, с которой его уже давно свя­зывала искренняя дружба (они познакомились еще в 1832 году). Трудно было найти для компо­зитора более неподходящую спутницу жизни. Идеалы Минны сводились к мещанско-благополучной, тихой, а главное, материально обес­печенной жизни.

-9

Но как раз этого-то и не мог дать ей Вагнер.

Он совершенно не умел зараба­тывать деньги, его вечно преследовали креди­торы, и кроме своего искусства его порывистую и эмоциональную натуру мало, что интересова­ло. Подчиняясь требованиям жены и не полу­чая достаточного дохода за свои музыкальные драмы, он был вынужден всячески изыскивать средства к существованию. И драмы разыгрывались уже не только на сцене. Материаль­ные трудности и различие во взглядах на жизнь приводили к многочисленным скандалам в семье Вагнера.

Приходилось, не брезгуя ничем, заниматься пе­реложением и аранжировками модных опер, одновременно сотрудничая с различными га­зетами и журналами в качес­тве музыкального рецензен­та и критика. Но денег все рав­но катастрофически не хвата­ло. Самым печальным итогом бедственного положения Ваг­нера стало его заключение в долговую яму.

Но и этого было мало. На­ступил роковой 1849 год. Ваг­нер был обвинен в участии в Дрезденском восстании. Уз­нав, что отдан приказ о его аресте, он был вынужден как можно скорее бежать из Гер­мании с помощью своего дру­га и покровителя Ференца Листа. Достав паспорт на имя профессора Видмана, Ваг­нер, не теряя времени, отбыл в спокойную Швейцарию. Минна в изгнание за мужем не последовала...

Козима Франческа Гаэтана - дочь Листа

Между тем у Листа под­растала дочь Козима Франческа Гаэтана. Ее ма­терью была светская львица графиня Мари д'Агу, с кото­рой Листа связывал давний и бурный роман. В начале сентября 1837 года влюблен­ные, путешествуя по Ита­лии, поселились в горной де­ревушке Белладжо у озера Комо. Это был самый счаст­ливый и романтичный пери­од их любви.

Здесь 25 декабря родилась девочка, названная Козимой в память о прове­денных у Комо днях. Она вос­питывалась не столько матерью-писательницей и отцом, гениальным композитором и пианистом, занятым своей карьерой и путешествиями, сколько нянями, гувернантками и бабушкой - матерью Лис­та Марией Анной, урожденной Лагер. Большую часть детства и юности Козима провела в Париже, лишь изредка видясь с родителями, кстати, не состоящими в законном браке. Ве­роятно, именно тогда, тоскуя от отсутствия ро­дительской ласки. Козима твердо решила, что у нее обязательно будет настоящая креп­кая семья.

Осенью 1853 года Лист вместе со своим дру­гом Рихардом Вагнером отправился навес­тить детей - сына и двух дочерей. Впоследствии Вагнер вспоминал тот день, 10 октября: «Впервые я видел своего друга, окруженного де­тьми, подростками-девушками и мальчиком-сыном, переходившим в возраст юноши... До­чери его произвели на меня впечатление чрез­вычайно застенчивых девушек».

-10

Эти скупые строки описывают первую встречу Вагнера с той, кто станет ему истинной женой. Но тогда он даже предположить не мог ничего подобно­го и не обратил особо­го внимания на вы­сокую худощавую шестнадцатилет­нюю Козиму.

Для нее личность соро­калетнего Вагнера также не имела ни­какого значения - она была влюбле­на лишь в его музы­ку. Тем более, что сам Лист прочил в мужья дочери своего любимого ученика, двадцатитрехлет­него пианиста и дирижера Хан­са Гвидо фон Бюлова, бывшего также и другом Вагнера.

Более близкое знакомство Рихарда с Козимой состо­ялось лишь в 1857 году. В сентябре в Цюрих, где тогда проживал Вагнер, при­ехал Ханс фон Бюлов со своей молодой женой. Совсем недавно, 18 августа, они заключили брак и отправились в свадебное путешествие - к Ваг­неру, любовь и преклонение перед музыкой ко­торого фактически «поженили» их. Ханс и Кози­ма обручились еще двумя годами раньше, пос­ле печально известного берлинского концерта, в котором фон Бюлов дирижировал увертюрой к вагнеровскому «Тангейзеру».

Публика грубо освистала про­изведение Вагнера; во время концерта от нервного напря­жения фон Бюлов потерял сознание. В ту же ночь, уте­шая Ханса, Козима согласилась стать его женой.

Рихард предложил моло­доженам поселиться у себя. Он только что полностью закончил поэтический текст «Тристана и Изольды» и про­читал его в присутствии Ханса и Козимы. Трагическое содер­жание последнего акта особен­но взволновало всех собравшихся. Вагнер сказал тогда, что серьезные драмы всегда заканчиваются именно так, как «Тристан», с чем Козима была абсолютно согласна.

В конце сентября супруги фон Бюлов поки­нули гостеприимный дом Вагнера и переехали в Берлин, где собрались обустраивать свой се­мейный очаг. 12 октября 1860 года у них родил­ся первенец - дочь Даниэла-Зента.

Вагнер остался фактически один - его от­ношения с Минной окончательно расстрои­лись, и в памяти все чаще стал появляться об­раз Козимы...

Постепенно Рихард стал замечать, что и отношение Козимы к нему меняется. Совершенно исчезли былые робость и застен­чивость, а когда однажды Вагнер спел в ее присутствии «Прощание Вотана», на лице мо­лодой женщины появилось выражение восторга.

Вспоминая тот далекий эпизод, Ваг­нер писал в мемуарах: «Только на этот раз экстаз ее имел радостно просветленный ха­рактер. Здесь все было молчание и тайна. Неуверенность, что между нами существу­ет неразрывная связь, охватила меня с такой определенностью, что я не в силах был вла­деть собственным возбуждением. И оно выливалось у меня в самой необузданной веселости». Отныне зарождающееся чувство только крепло, что­бы найти выход в будущей драме, участниками кото­рой окажутся все самые близкие Вагнеру люди.

Разнузданность нравов или великая любовь?

В 1863 году Рихард при­нял приглашение Петер­бургского Филармоничес­кого общества и отправил­ся в концертное турне в Рос­сию. Насладившись триумфом в Санкт-Петербурге, он прибыл в Москву и разместился в гос­тинице «Билло» по адресу Большая Лубянка, 9. Он еще не знал, что в этот же день в Берлине Козима родила свою вторую дочь Бландину-Елизавету.

Лишь в конце ноября Вагнер вновь оказался проездом в Берлине. 28 ноября Ханс и Козима фон Бюлов встретили его на вокзале и уговорили остаться у них на день, чтобы присутствовать на концерте, на котором должен был дирижировать Ханс. Эта встреча во многом расставила все точ­ки над в отношениях Рихарда и Козимы.

-11

«Так как Бюлов был занят приготовлениями к концер­ту, мы с Козимой поехали в прекрасном экипа­же кататься, - записал у себя в дневнике Вагнер.- На этот раз нам было не до шуток: мы молча глядели друг другу в глаза, и страстная потребность признания овладела нами. Но слова оказывались лишними. Сознание тяготеющего над нами безграничного несчастья выступило с полной отчетливостью...

Проведя ночь у Козимы и Ханса, я наутро пустился в дальнейший путь. Прощаясь, я невольно вспомнил первое расста­вание с Козимой в Цюрихе, странно меня взволновавшее, и протекшие годы показались мне смутным сном, разделившим два жизненных мо­мента величайшего значения. Если тогда не осоз­нанные, но полные предчувствий ощущения за­ставляли нас молчать, то не менее невозможным казалось теперь найти выражения для того, что ощущалось и понималось без помощи слов».

Когда композитора обвиняют в «черной неблагодарности к своему ближайшему дру­гу», когда говорят о его «разнузданности нра­вов», о «разрушении чужих семейных очагов» и так далее, постоянно забывают о том, что от­ношения Вагнера и Козимы были не капризом, а настоящей высокой любовью, которой ни он, ни она просто не в силах были противостоять.

А они старались. Более трех лет, что уже само по себе отвергает любую «теорию о разнузданнос­ти нравов», Рихард и Козима отчаянно боролись со своим чувством, не желая предавать идеалы семьи и дружбы. В конце концов. Вагнер и Ханс фон Бюлов были старыми друзьями, и чувство вины Рихарда было глубоким и мучительным. Переписка Вагнера и Козимы того периода луч­ше всяких «теорий» свидетельствует о том, что и он, и она прошли через очищение страданием.

При этом не следует забывать и о том, что сам брак Ханса и Козимы не был безоблачно счастливым. Ханс женился на дочери своего учителя Листа, во многом подчиняясь его во­ле и из благодарности за все, что тот для него сделал. Козима же испытывала к мужу лишь уважение - любви в их отношениях изначаль­но не было. Что же удивительного в том, что, когда это чувство наконец посетило моло­дую женщину, она оказалась не в силах ему сопротивляться?

Со временем это понял и сам Ханс фон Бюлов. Он благородно принес себя в жертву на алтарь этой Любви и простил, хотя единственный имел полное право осудить. «Версия» же о том, что якобы из-за «комплекса неполноценности» Вагнера тянуло исключитель­но к замужним женщинам и что их ответные чувства и страдания обманутых мужей всего-на­всего повышали его самооценку, вообще не вы­держивает критики.

Во-первых, Вагнера можно обвинить в чем угодно, но только не в комплексе неполноценности. Это при его-то полной убежденности в собственной гениальности и непогре­шимости. Если в ранней молодости еще можно было заметить у Вагнера переживания по поводу недостатков своей внешности, то, после того как он осознал свой исключительный талант, все это отошло даже не на второй, а на десятый план. В отношении Вагнера речь может идти скорее уж о мании величия, а не о комплексе неполно­ценности. А во-вторых, вряд ли человек созна­тельно обрекал себя на те сердечные муки, кото­рые вынес сам Вагнер.

«Я выпил чашу до дна»

«С новым, 1864 годом дела мои стали прини­мать все более серьезный оборот. Я заболел катаром желудка.. Пока же не оставалось ниче­го другого, как подписывать новые векселя для погашения старых, выданных на короткие сро­ки. Такая система очевидно и неудержимо вела к полному разорению, и выход из нее могла дать только своевременно предложенная, основатель­ная помощь».

Столь безрадостным, а главное, бесперспективным положение Вагнера не было уже давно. Никакой «своевременной и основа­тельной» помощи ждать ни от кого не приходи­лось. Болезнь, нужда и иссушающая тоска по Козиме довели композитора до отчаяния.

«В начале 1864 года я понял, что мне больше нет возмож­ности избежать краха. Все то отвратительное и недостойное, что случалось со мной, я предви­дел; без поддержки, с мужеством отчаяния всему смотрел я прямо в глаза... я выпил чашу до дна».

-12

Колесо фортуны вертится…

И тут словно по мановению волшебной палочки пришла помощь, причем отту­да, откуда Вагнер ее никак не ожидал. Форту­на неожиданно стала благоволить к компози­тору в лице только что вступившего на престол баварского короля Людвига II. Он был горячим поклонником творчества Вагнера и пригласил его в столицу Баварии Мюнхен, где оказал ему поистине королевские почести: уплатил все долги, предоставил Мюнхенский придворный театр для постановок его опер и наконец обещал осуществить давнюю мечту Вагнера - построить для него собствен­ный театр.

Но для начала Людвиг решил собрать вокруг себя и Вагнера лучшие исполнительские силы Германии. Почти никогда неудовлетворенный певцами и музыкантами, находящимися в его распоряжении, Вагнер долго об этом меч­тал.

В первую очередь он пригласил приехать в Мюнхен Ханса фон Бюлова, ставшего к тому времени одним из лучших дирижеров Герма­нии. Конечно, это было сделано не только ради искусства. Рихард рассчитывал, что Ханс при­едет вместе с Козимой... Так и вышло.

Третья дочь Козимы Изольда, родившаяся 10 апреля 1865 года, долгое время носила фа­милию фон Бюлов. Но на самом деле была пер­вым ребенком Вагнера. Значит, именно в сере­дине лета 1864 года Козима и Рихард перешли грань платонических отношений.

Все это не помешало Вагнеру до последне­го отрицать перед Людвигом II свою связь с за­мужней женщиной. Чтобы «сохранить лицо» перед целомудренным королем, безоговорочно и наивно верящим в чистоту и непорочность своего кумира, Рихард объяснял свое частое времяпрепровождение с Козимой «производс­твенной необходимостью»: король сам просил Вагнера написать мемуары, так вот - компо­зитор, выполняя эту просьбу, начал работать над автобиографией, и Козима записывает текст под его диктовку. Впоследствии Людвиг так и не смог до конца простить ему этот об­ман: ведь Вагнер заставил его лично подде­рживать перед придворными заведомую ложь и опровергать «клевету» в газетах.

-13

Баварский скандал

А скандал вокруг семьи фон Бюлов и Вагнера постепенно разгорался. Вагнеру не мог­ли простить его явного влияния на Людвига II, того, что король тратит на композитора слиш­ком большие средства. А тут еще и супружеская измена. И это в строгой католической Баварии.

Мюнхенские газеты на все лады обсуждали скандальные новости, не стесняясь преувели­чивать и приукрашивать их. Слухи дошли и до Листа, готовившегося в то время к принятию духовного сана. Его возмущению не было пре­дела; он словно забыл, что его собственная час­тная жизнь была далеко не безупречна.

Лист решительно встал на сторону Ханса фон Бюлова. В августе 1864 года он писал: «В пятни­цу ко мне приехала Козима. Я сдержался... так как мне не совсем ясно положение Хан­са в Мюнхене и ее отношения с Вагнером». Лист очень пере­живал по поводу незаконной связи своей дочери с другом и единомышлен­ником и всеми силами старался оттянуть неиз­бежную развязку. В 1865 году, будучи в Венг­рии, Лист пригласил к себе Козиму с фон Бюловом. Там они вместе провели пять недель, Лист надеялся, что длительная разлука отдалит дочь от Вагнера. Но напрасно.

Между тем в Мюнхене общественное возму­щение вынудило Людвига II просить Вагнера покинуть столицу Баварии. Во время оче­редного скитания в поисках нового места жи­тельства Рихарда настигло трагическое извес­тие: 25 января 1866 года в Дрездене умерла его жена Минна.

Вагнера давно уже практи­чески ничего не связывало с ней, кроме обя­зательных ежемесячных денежных выплат. Несмотря на то, что его сердцем владела дру­гая, этот «супружеский долг» Вагнер исполнял регулярно, даже тогда, когда сам едва сводил концы с концами.

Почувствовал ли он теперь освобождение от всех своих обязательств? По­няла ли Козима, что ее счастье с Вагнером отныне находится в ее руках? Сама того не сознавая, Минна лишь фактом своего сущес­твования находилась по одну сторону барри­кад с Хансом фон Бюловом, оставшимся с ее смертью в меньшинстве.

Любовный «четырехугольник» распался; препятствием для не­избежной развязки оставались пока лишь ка­толический брак четы фон Бюлов, не пре­дусматривающий разводов, и придворная служба Ханса, требующая соблюдения опре­деленных моральных правил.

-14

«Когда же, когда обрету и я свой покой?..»

26 января Вагнер писал: «Мера моих стра­даний переполнена. Природа предназначила меня творить и создавать все новые и новые художественные образы среди тихой жизни, ограждаемой любящим человеком. А между тем мне приходилось идти такими неверны­ми, фальшивыми путями, что могу взирать на мир только с улыбкой, которая должна казаться безумной… моя бедная жена погибла от того, что она от природы не была рождена для борьбы…

О, теперь можно ей завидовать: борьба прекратилась для нее без всякой боли! Когда же, когда обрету и я свой покой?..»

Значат ли эти слова, что Вагнер до сих пор не верил в то, что для него еще возможна «тихая жизнь, ограждаемая любящим человеком?» Другими словами, что счастье с Козимой еще ждет его впереди? Во всяком случае, сама Козима в это верила безоговорочно и бо­ролась до конца.

В конце марта она, отбросив все условности и «договоренности о соблюдении приличий», одна приехала к Вагнеру, уже снявшему к тому времени квартиру в Женеве. После «баварско­го скандала», после нападок прессы, после обвинений чуть ли не во всех преступлениях против морали и наконец после невыносимой для обо­их вынужденной разлуки влюбленные воспри­нимали встречу друг с другом как подарок небес.

Они отправились в романтическое путешест­вие по Швейцарии, посетив Лозанну, Берн, Лю­церн. Идиллически красивый пригород послед­него - Трибшен - особенно привлек их внимание. 30 марта, гуляя по Трибшену, они облюбовали одиноко стоящую среди парка старинную виллу. Идея снять ее пришла к Вагнеру и Козиме одновременно. Козима утверж­дала, что Рихарду здесь будет удобно и спокойно работать, а она обязательно приедет к нему, как только представится очеред­ная возможность. Пока же ей необходимо вновь уехать в Мюнхен, к мужу и детям, чтобы не воз­ник новый виток скандала. К тому же она решила откровенно поговорить с Хансом, так как более была не в состоянии жить в атмосфере обмана.

После отъезда Козимы Вагнер еще раз посе­тил Трибшен и снял приглянувшуюся виллу, интуитивно чувствуя, что этому дому предстоит стать его новым убежищем. И самое главное - он наконец поверил, что именно здесь вскоре обретет настоящую семью.

Уже 12 мая в Трибшен вновь приехала Кози­ма. На этот раз вместе с дочерьми Даниэлой, Бландиной и малышкой Изольдой - радостью своего отца. В окружении родных людей и пре­красной швейцарской природы Вагнер был счастлив как никогда прежде.

Тем временем 6 июня 1866 года Ханс фон Бюлов подал Людвигу II прошение об от­ставке с поста королевского капельмейстера. Находиться на официальной службе, не имея безупречной репутации, было неслыханной де­рзостью.

В католической Баварии, при като­лическом королевском дворе никто не разре­шил бы ему развод с Козимой, которая, кстати, и сама была католичкой. А значит, оставаясь в Баварии, вновь пришлось бы изворачивать­ся, соблюдать видимость приличий и бесконеч­но врать общественности, прекрасно знающей правду. Это было бессмысленно.

Ханс разры­вался между долгом служения высокому искус­ству и собственными чувствами, с которыми, похоже, никто не собирался считаться. Кроме того, после откровенного объяснения с Козимой и ее отъезда к Вагнеру Ханс понял, что для него будет лучше уехать из мест, слишком болезнен­но напоминающих ему о его позоре и предатель­стве самых близких людей.

Король холодно принял эту отставку.

Гордиев узел

Бюлов собрался уехать в Базель и занять­ся там преподавательской деятельностью, но предварительно решил сам съездить в Трибшен, чтобы нанести визит Вагнеру и расставить все точки над «i». 10 июня между ними со­стоялся серьезный разговор.

И, чтобы не да­вать дальнейшую пишу сплетням, Вагнер сно­ва, как это уже было перед Людвигом II, призвал «ложь во спасение» и написал открытое письмо для публикации в прессе, в котором защищал Козиму от всех «клеветнических нападок». После чего уже в который раз во имя пресловутого соблюдения внешних приличий чета фон Бю­лов вместе с детьми покинула Трибшен и вновь вернулась в Мюнхен для улаживания последних неотложных дел перед отъездом Ханса в Базель.

Воспользовавшись тем, что военный конф­ликт - Австро-прусская война - отвлек внима­ние мюнхенской публики от перипетий взаи­моотношений между Вагнером и семейством фон Бюлов, Козима решила попытаться сама наконец разрубить этот гордиев узел. Во имя чего продолжать мучить себя, мужа и возлюб­ленного?

Все уже и так решено. Обратной до­роги нет. Жить с Хансом она не будет. А обще­ственное мнение? Нет ничего более продаж­ного и ничтожного, чем мнение бездушной и ханжеской толпы . 15 сентября Ханс уехал в Базель один.

И 28 сентября Козима фон Бюлов уже в который раз демонстративно переехала в Трибшен к Вагнеру и стала ожидать того момента, когда она, наконец, сможет гордо называть себя Козимой Вагнер. Тем более, что в это время она находилась на четвертом месяце беременности, и не было сомнений, что отец этого ребенка - Рихард.

Осень и два месяца зимы прошли в счастли­вом и тревожном ожидании. 17 февраля 1867 года в Трибшене Козима родила свою четвер­тую дочь - второго ребенка Вагнера.

Все пос­леднее время композитор усиленно работал над «Нюрнбергскими мейстерзингерами». Искусст­во и любовь слились для Вагнера воедино. Де­вочка получила имя Ева - в честь красавицы Евы Погнер, героини «Мейстерзингеров».

Остаток зимы и весну Рихард и Козима на­слаждались покоем и семейным счастьем в Трибшене. Он работал, диктовал мемуары; она за­нималась детьми и вела домашнее хозяйство. Время летело незаметно.

С отъездом Вагнера из Баварии антивагнеровские настроения среди мюнхенской публи­ки постепенно улеглись, и постановки его про­изведений перестали представлять собой уг­розу публичного скандала и бунта. Более того, мюнхенцы внезапно возгордились, что явля­ются современниками великого композито­ра, и пожелали видеть его творения на сцене родного города.

Ради торжест­ва искусства

5 апреля 1867 года Вагнер приехал в Мюн­хен для аудиенции у Людвига II. Он убеждал короля, что есть только один человек, способ­ный наилучшим образом поставить в Мюн­хене его произведения. И этот человек - Ханс фон Бюлов, «вагнеровский идеальный дири­жер», как называл его сам Вагнер.

Людвиг не мог не понимать, что Бюлов действительно является одним из лучших дирижеров своего времени и может составить гордость баварс­кого театрального искусства. Семейный «вагнеровско-бюловский» скандал уже был отод­винут на второй план; о нем достаточно под­забыли. Поэтому Хансу фон Бюлову отныне возвращался пост королевского капельмей­стера. И более того - он назначался руково­дителем открывшейся в Мюнхене Королевс­кой музыкальной школы.

Вагнер поспешил в Базель, чтобы лично сообщить об этом Хан­су. По крайней мере, на людях оба делали вид, что их интересует одно лишь искусство, а вза­имоотношения носят по-прежнему дружеский и деловой характер.

Вскоре фон Бюлов прибыл в Мюнхен и заступил на старую и новую долж­ности. Козиме вновь пришлось, несмотря на принятые ею ранее решения, вернуться к му­жу, чтобы не подрывать ненужными сплетня­ми великое театральное предприятие.

В течение 1867-1868 годов на мюнхенской сцене прошел целый ряд вагнеровских постановок. Надо отдать должное мужеству и таланту Ханса фон Бюлова: ради торжест­ва искусства он был способен забывать причи­ненную ему боль и с полной самоотдачей выкладывался как на репетициях, так и на самих спектаклях. Во многом успех, сопутствовав­ший на этот раз Вагнеру в Мюнхене, являлся заслугой и Ханса фон Бюлова.

«Я го­ворю тебе: приди!»

16 ноября 1868 года, не дожидаясь официаль­ного развода, Козима приняла решение окон­чательно переехать к Вагнеру в Трибшен. Она вновь ожидала ребенка. Рождество и новый, 1869 год, они встретили в атмосфере любви и надежды на будущее.

6 июня 1869 года свершилось величайшее со­бытие в жизни Вагнера - у него родился дол

гожданный сын, назван­ный именем героя Зигфрида. С рождением сына в Трибшене наступили поистине счаст­ливые дни.

-15

Летом следующего года в Трибшен пришло из­вестие о расторжении брака Ханса и Козимы. 25 августа, в день рождения царствен­ного покровителя Людвига II, состоялось бракосочетание Рихарда и Козимы. Лист на свадьбу не приехал: он вооб­ще порвал всяческие отноше­ния не только с Вагнером, но и с дочерью. Об их свадьбе он узнал лишь из газет...

В 1872 году Вагнер написал Листу теплое и трогательное приглашение приехать в Байрейт на закладку первого кам­ня вагнеровского театра: «Козима утверждает, что ты не приедешь, даже если я тебя позову. Выходит, нам, так много пе­ренесшим, придется пережить и это! Но все же я зову тебя. И ты знаешь, что значит, если я го­ворю тебе: приди! Ты вошел в мою жизнь как ве­личайший человек, к которому я когда-либо обращался с дружескими словами. Ты оторвался от меня, быть может, потому, что меньше верил в меня, чем я в тебя... Ты первый облагородил меня своей любовью. Теперь с той, которая ста­ла моей женой, я готовлюсь к другой, более воз­вышенной жизни и смогу осуществить то, что был бы не в силах выполнить один...».

Лист не приехал. Однако в ответном пись­ме написал: «Мой благородный, любимый друг! Не нахожу слов, чтобы поблагодарить тебя за твое письмо, которое глубоко потрясло меня. Но я горячо надеюсь, что раз­деляющие нас, держащие меня вдали от вас тени и об­стоятельства исчезнут, и вско­ре мы увидимся...»

В октябре 1972 года Лист посетил Козиму и Вагнера. С момента этой встречи их родственная, во всех смыслах этого слова, дружба уже не прерывалась никогда. Лист признавался: «Козима превосходит саму себя. Пусть ее осуждают или проклинают другие: для меня она остается великой душой… И она до удивления моя дочь».

«Умру на твоих руках»

13 февраля 1883 года Вагнер начал писать статьи под названием «О женственном и человеческом». Последним предложением в этой незаконченной работе стала фраза: «Любовь – трагизм». Сердечный приступ прервал его труд. Козима, находившаяся в это вре­мя в соседней комнате и иг­равшая на фортепьяно «Хвалу слезам» Франца Шуберта, ус­лышав шум, вбежала к Рихар­ду, но спасти его было уже не­льзя. Вагнер умер от инфаркта на руках любимой женщи­ны, как и предсказывал еще в 1878 году.

-16

Русский художник и друг семьи Павел Василье­вич Жуковский вспоминал: «Она была наедине с ним весь первый день и первую ночь. Затем доктору удалось про­водить ее в другую комнату. С тех пор я больше не видел ее и не увижу более... Так как ее самое страст­ное желание - умереть вместе с Рихардом - не осуществилось, то, по меньшей мере, она бу­дет мертва для всех остальных и станет вести жизнь, которая кажется единственно возмож­ной, жизнь монахини».

После смерти мужа Козима Вагнер, пережившая Рихарда на тридцать семь лет, занималась его на­следием: воспитывала детей, внуков и руководила театром в Байрейте, построенным по замыслу Рихарда. Одно вре­мя Козима выступала в роли антрепренера, финансового директора и режиссера и, не­смотря на скептическое от­ношение общественности, устраивала довольно успеш­ные постановки.

Говорят, вдо­ва Вагнера легко могла на­нять для этого специально обученных и опыт­ных людей, но не делала этого, поскольку хо­тела посвятить себя затее покойного мужа.

-17

https://vk.com/album-46420619_293262221 - в этом фотоальбоме – «Рихарду Вагнеру – 210 лет!» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные 14.05.23. в ходе литературного расследования в модельной библиотеке «Фолиант» в связи с 210-летием со дня рождения немецкого композитора.

-18

ЛИТЕРАТУРА:

О нем:

1. Баландин Р.К. Сто великих гениев/ Р.К. Баландин. - М.: «Вече», 2005.- 480 с. - (Серия «100 великих»)

2. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира/Ганс Галь/ Пер. с нем. -М.: «Радуга», 1986.- 480с.

3. Грей Г. Вагнер/Говард Грей/ Пер. с англ.- М.: «Урал LTD», 2000. -176 с.

4. Залесская М. Я умру на твоих руках /Мария Залесская: Рихард Вагнер и Козима фон Брюлов// Gala-Биография. - 2010.-№12.- Стр. 29-42.

5. Лиштанбнрже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. - М., «Алгоритм», 1977. - 477 с.

6. Ницше Ф. Казус Вагнера - М., 2001.

7. Сапонов М.А. Русские дневники и мемуары Р. Вагнера, Л. Шпора, Р. Шумана. М., 2004.

8. Толчинский Б. Мифологический колосс Вагнера сплотил нацию/ Борис Толчинский//

Энциклопедия юного музыканта / Игорь Куберский, Е. В. Минина. - СПб.: ООО «Диамант», 2001. - 576 с.

9. Фенглер Х. Гироу Г. Унгер В. Словарь нумизмата| Пер. с нем. М. Г. Арсеньевой / Отв. редактор В. М. Потин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Радио и связь, 1993. – Стр. 353. - 408 с. – Тираж: 50 000 экз.

10. Холопов Ю.Н. Канун Новой музыки. О гармонии позднего Римского-Корсакова // Николай Андреевич Римский-Корсаков. Науч. труды МГК. - Сб. 30. - М.: «МГК», 2000.- Стр. 54-69.

14.05.23 Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь модельной библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com, 30-78-00