Найти тему
media.az

Созрела ли Армения до понимания необходимости мира?

Очередной раунд брюссельских переговоров Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна при посредничестве председателя Совета Евросоюза Шарля Мишеля уже стал достоянием истории. Итоги встречи нашли свое отражение в заявлении Мишеля, в связи с которым следует подчеркнуть не только важность содержащихся в нем положений с точки зрения перспективы мирного процесса, но и наличие тех преград, которые стоят на пути их реализации.

Ключевой момент заявления - подтверждение лидерами Азербайджана и Армении взаимной приверженности территориальной целостности обоих государств с конкретным указанием признанной на международном уровне площади их территорий. Таким образом, заявление Мишеля - первый документ, в котором говорится о столь детальном, не допускающем никакой двусмысленности признании Арменией территориальной целостности Азербайджана, включая и Карабах.

Приоритету принципа территориальной целостности в процессе нормализации азербайджано-армянских отношений соответствует и тот факт, что в заявлении главы ЕС не упомянуто правомерное установление Азербайджаном своего контрольно-пропускного пункта на границе с Арменией, у начала дороги Лачын - Ханкенди. А также то, что этим заявлением, по сути, отвергнуто ранее многократно выраженное Арменией требование о создании некоего «международного механизма контроля» над диалогом между властями Азербайджана и армянскими жителями его Карабахского региона. Мишель лишь призвал к шагам, готовность к которым изначально выражал Азербайджан. А именно - к «разработке позитивной повестки дня с целью обеспечения прав и безопасности» карабахских армян. Дополняющий же этот тезис штрих - «в тесном сотрудничестве с международным сообществом» - лишь подтверждает, что последнее, то есть международное сообщество, признает Карабах неотъемлемой частью территории Азербайджанской Республики.

Между тем на пути продвижения договоренностей, достигнутых на брюссельской, а если смотреть шире - западной переговорной площадке, стоит ряд серьезных препятствий. Первое из них связано с позицией России, не приемлющей активности США и ЕС в азербайджано-армянском урегулировании. Москва, усматривая в этой активности угрозу своим интересам на Южном Кавказе, явно не согласна с таким миром между Азербайджаном и Арменией, который будет сопровождаться существенным ослаблением российского влияния в регионе.

К слову сказать, в числе вопросов, по которым в ходе брюссельских трехсторонних переговоров был достигнут, как выразился глава ЕС, «явный прогресс», фигурирует «возобновление железнодорожного сообщения с Нахчываном и через Нахчыван». Констатация в заявлении Мишеля договоренности сторон «заручиться поддержкой Всемирной таможенной организации в содействии этой работе» говорит о согласовании вопроса о суверенитете Армении над территорией прохождения Зангезурского коридора. Что полностью соответствует представленной Ильхамом Алиевым в рамках Мюнхенской конференции по безопасности инициативе об установлении пограничных контрольно-пропускных пунктов на лачынской дороге и в Зангезурском коридоре. Соответственно - КПП Азербайджана и Армении.

Судя по всему, на переговорах в Брюсселе произошло утверждение данного подхода. И это может рассматриваться как пересмотр той части заявления лидеров Азербайджана, Армении и России от 10 ноября 2020 года, которая предусматривала, что контроль над Зангезурским коридором - транспортным сообщением, которое свяжет Нахчыван с остальной частью Азербайджана по территории Армении, будут осуществлять органы Пограничной службы ФСБ РФ.

Исходя из всего этого, не попытается ли Россия расстроить последние подвижки в переговорном процессе между Азербайджаном и Арменией? И, в частности, не для этого ли она готовит предстоящую через несколько дней в Москве, при российском посредничестве, встречу глав МИД обеих стран?

Другая угроза на пути реализации брюссельских договоренностей исходит от Франции. Несмотря на то, что она мнит себя ведущим государством-членом ЕС, ее действия относительно азербайджано-армянского урегулирования входят в противоречие с общеевропейской позицией, выражаемой Шарлем Мишелем. Французскому президенту Эмманюэлю Макрону однажды уже удалось расстроить брюссельский формат переговоров между Азербайджаном и Арменией. Спустя неделю после того, как он «примкнул» к «тройке» Алиев-Мишель-Пашинян на состоявшихся в рамках первого саммита Европейского политического сообщества переговорах в Праге, где была достигнута историческая договоренность о взаимном признании Азербайджаном и Арменией территориальной целостности друг друга, Макрон выступил с целым рядом неадекватных антиазербайджанских заявлений. Баку, со своей стороны, заявил об отсутствии у Франции, окончательно сбросившей с себя маску нейтральности и отстаивающей однозначно проармянскую позицию, права посредничать на переговорах между Азербайджаном и Арменией. Переговоры же Алиева и Пашиняна на брюссельской площадке прекратились после того, как последний в качестве условия их проведения выдвинул участие Макрона.

Вчерашняя трехсторонняя встреча в штаб-квартире ЕС реанимировала трехсторонний брюссельский переговорный формат, что, бесспорно, стало очередным дипломатическим успехом Азербайджана, не допустившего вовлечения в него проармянской Франции. Однако с учетом анонсированных главой ЕС пятисторонних переговоров - с участием не только Алиева, Пашиняна и Мишеля, но также и Макрона, и канцлера Германии Олафа Шольца - на «полях» намеченных на июнь и октябрь текущего года второго и третьего саммитов Европейского политического сообщества, резонно встает следующий вопрос. Не воспользуется ли Франция своим участием на переговорах в Кишиневе и Гранаде для нанесения новых ударов по мирному процессу между Азербайджаном и Арменией? И все потому, что она усматривает в этом процессе, направленном на заключение мирного договора на основе взаимного признания суверенитета и территориальной целостности, угрозу своим интересам как страны с внушительной армянской диаспорой и с претензиями к установлению своего военно-политического влияния в Армении.

Наконец, в возможных сценариях деструктива со стороны как Франции, так и России орудием разрушения выступает сама Армения. Рассчитывая на поддержку этих сил, Армения периодически раскачивает ситуацию в регионе, совершает военные провокации с целью сорвать заключение мирного договора, подразумевающего, в частности, признание ею территориальной целостности Азербайджана. Поэтому дальнейший ход мирного процесса, включая и реализацию брюссельских договоренностей, зависит от того, действительно ли Армения созрела до понимания необходимости мира? Или она вновь предпочтет использование себя в качестве орудия, которое обслуживает чужие цели и интересы, но в конечном итоге приведет к убийству ее самой?

Созрела ли Армения до понимания необходимости мира?

#политика #переговоры #южныйкавказ #новостиазербайджана #mediaaz