Профессор этики ухода Элс ван Вейнгаарден и его коллеги из Нидерландов выслушали группу пожилых людей, которые не были серьезно больны, но чувствовали желание покончить с собой. Ключевые проблемы, которые они выявили у таких людей, были: болезненное одиночество, боль, связанная с собственной неважностью, борьба с самовыражением, экзистенциальная усталость и страх быть сведенным к полностью зависимому состоянию.
Это не обязательно должно быть следствием страданий на протяжении всей жизни или реакцией на невыносимую физическую боль. Усталость от жизни также возникает у людей, которые считают, что прожили полноценную жизнь. Один мужчина 92 лет сказал исследователям:
Посмотрите на состояние этих старушек в здании напротив. Изможденные и полумертвые, бессмысленно передвигающиеся инвалидном кресле… Это больше не имеет ничего общего с тем, чтобы быть человеком. Это этап жизни, который я просто не хочу проходить.
Уникальное страдание
Американский писатель Филип Рот писал, что «старость — это не битва, старость — это резня». Если мы проживем достаточно долго, мы можем потерять свою идентичность, физические возможности, партнера, друзей и карьеру.
У некоторых людей это вызывает глубоко укоренившееся ощущение того, что жизнь лишилась смысла и что инструменты, необходимые для восстановления чувства цели, неовостановить.
Профессор по уходу Хелена Ларссон и ее коллеги из Швеции написали о постепенном «отключении света» в пожилом возрасте. Они утверждают, что люди неуклонно отпускают жизнь, пока не достигают точки, когда они готовы отключиться от внешнего мира. Команда Ларссона поднимает вопрос о том, ждет ли это кажого из нас.
Конечно, этот вид страдания имеет общие характеристики (депрессивность и болезненность) с болью, с которой мы сталкиваемся в другие периоды жизни. Но это не то же самое. Подумайте об экзистенциальных страданиях, которые могут возникнуть в результате неизлечимой болезни или недавнего развода. В этих примерах часть страданий связана с тем фактом, что предстоит проделать еще один жизненный путь, но остальная часть путешествия кажется неопределенной и больше не выглядит так, как мы ее себе представляли.
Такого рода страдания часто связаны с оплакиванием будущего, которое, как нам кажется, у нас должно было быть, или со страхом перед будущим, в котором мы не уверены. Одно из отличий усталости от жизни состоит в том, что в ней нет желания или печали о будущем; только глубокое чувство, что путешествие окончено, но тянется мучительно и бесконечно.
Глобальный взгляд
В странах, где эвтаназия и помощь в "самоубийстве" разрешены законом, врачи и исследователи спорят о том, соответствует ли усталость от жизни порогу непрекращающихся эмоциональных страданий, дающих людям право на эвтаназию.
Возможно, старших больше не уважают за их мудрость и опыт. Но это не неизбежно. В Японии возраст рассматривается как дар или возрождение после напряженного периода работы и воспитания детей. Одно исследование показало, что пожилые люди в Японии показали более высокие показатели личностного роста по сравнению со взрослыми среднего возраста, тогда как в США была обнаружена противоположная возрастная картина.
Хирург и профессор медицины Атул Гаванде утверждает, что в западных обществах медицина создала идеальные условия для превращения старения в "долгое, медленное увядание". Он считает, что качество жизни упускается из виду, поскольку мы направляем наши ресурсы на биологическое выживание. Это беспрецедентно в истории. Усталость от жизни может свидетельствовать о конце.