Вторая часть интервью Фредди Меркьюри, которое было опубликовано в 1981 году в британском музыкальном журнале «Melody Maker». Первую часть статьи вы можете найти по ссылке. Приятного прочтения.
Продумываете ли вы свои сценические действия, скажем, стоя перед зеркалом?
«Нет, я никогда этого не делал, хотя, может быть, и следовало бы. Вы можете многому научиться, просматривая свои старые видео, но я никогда не был в числе тех, кто слишком часто анализирует себя. Иногда лучше просто побыть в одиночестве».
Кто-нибудь из вашего окружения критикует ваши выступления?
«О, много людей. Прежде всего мои друзья».
Вы приветствуете такую критику?
«Да, да».
Но ведь вы очень болезненно относитесь к критике…
«О, я так не думаю, в конце концов, я сам себе начальник, что в некотором смысле плохо, и я знаю, что в других сферах по-другому. Например, в балете хореограф дает вам точные указания, и, если вы сделаете что-то не так, вам обязательно об этом скажут. Но у меня другие принципы работы, во многом потому, что со мной некому этим заниматься; но это была бы другая, более жесткая форма дисциплины.
Они могут сказать, что мои действия ошибочны, но именно я высший судья. На сцене я всегда делаю то, что хочу. И я не могу представить, как балерины делают одни и те же па каждый вечер! Я бы точно не смог выступать в таких условиях».
Как бы вы хотели, чтобы люди думали о вас?
«Что я тот, кто хорошо поет свои песни и представляет их на сцене должным образом. Мне нравится, когда люди уходят с шоу Queen довольными и отдохнувшими. На самом деле я думаю, что песни Queen– это чистый эскапизм, как и хороший фильм. После этого люди могут вернуться к своим проблемам. Я не хочу изменить мир с помощью музыки. В наших песнях нет скрытого смысла, за исключением некоторых песен Брайана. Мне действительно нравится писать песни для развлечения, для современного потребления. Люди через какое-то время могут выбросить их, как использованную салфетку, а потом перейти к следующим. Одноразовый рop, да».
Но ведь вы хотите, чтобы Queen считали внесшей ощутимый вклад в развитие рок-н-ролла, как, скажем, Хендрикс и Пресли?
«О, я думаю, что да, так и будет. За то, что мы весьма успешные музыканты, которые писали хорошие песни. Для меня будет вполне достаточно, если мы будем писать действительно хорошие песни».
Как люди, имеющие академическую подготовку, не считаете ли вы, что слишком квалифицированы для рок-музыкантов; что вы растратили свою профессиональную квалификацию?
«Нет, нет и нет! Наша академическая квалификация не помогла нам в музыке, насколько я могу судить. Однако подобный опыт помог нам в искусстве выживания в бизнесе. Мы все учились на своем горьком опыте, как и любая группа на определенном этапе, но…»
Но вы, очевидно, были лучше подготовлены морально, чтобы найти выход из этих непроходимых джунглей?
«Сейчас все современные группы настроены именно так. Это процесс роста. Я не могу анализировать каждую группу, но вот, к примеру, The Police, которые больше, чем мы десять лет назад, настроены развиваться в этом бизнесе и находить выход. Они не просто идут в студию, записывают альбом и надеются на лучшее. Они изучают деловую сторону и все подобные процессы».
У вас целая армия поклонников, которые готовы носить вас на руках. На этом фоне не утратили ли вы чувство реальности, некую самокритичность?
(Смеется) «О боже. Я не могу повсюду говорить, какой я замечательный человек, какую потрясающую песню я написал прошлой ночью. Талант также заключается в том, чтобы убедиться, что это привлекает людей. Есть много хороших музыкантов и исполнителей, но очень важно проявить себя, быть в том самом месте в нужное время».
Насколько непобедимым вы чувствуете себя на сцене? И не является ли это одной из причин вашего желания выступать перед зрителями?
«Да, это так».
Ваш сценический образ действительно кажется очень мощным и вызывающим. Вас это не пугает? Контролируете ли вы интенсивность всего этого?
«Меня это не пугает. В менее разумных руках это могло бы выйти из-под контроля, но я прекрасно управляю собой. И мне нравится высмеивать самого себя, принимать себя не слишком серьезно.
Я люблю шутить с англоязычной аудиторией, веду себя весьма провокационно. Однако, если бы мы были группой другого типа, пишущей политические песни, все было бы по-другому. Я же могу позволить себе носить все эти нелепые шорты и тому подобные вещи, и никто не чувствует себя обиженным».
А как насчет мнения, что рок-звезды вашего уровня должны правильно использовать свою власть, пытаться изменить мир к лучшему?
«Оставьте это политикам. Некоторые люди действительно могут делать подобные вещи, но таких немного. Джон Леннон был одним из них, и благодаря своему статусу он мог выступать с такого рода проповедями и влиять на мысли людей. Но для этого нужно обладать определенным уровнем интеллекта и обаяния, а Джонов Леннонов, как известно, очень мало. Люди с простым талантом вроде меня не обладают такими способностями и могуществом».
Чувствуете ли вы ответственность перед аудиторией, которая купила ваш альбом?
«Каким образом? Моя ответственность перед зрителями заключается в том, чтобы устроить для них хорошее шоу. Им всегда хочется получить от Queen праздник и развлечения, и мы просто даем им это».
Вы верите, что музыканты играют лучше, когда они в некотором смысле голодны? Ведь можно предположить, что теперь, при известной финансовой стабильности, вы чувствуете себя гораздо более расслаблено и больше не думаете о деньгах?
«Вы можете играть очень хорошо, когда у вас трудности, но вы также можете хорошо играть, когда у вас все сложилось. Ваше финансовое положение совершенно не влияет на желание заниматься музыкой».
Вы когда-нибудь уходили со сцены, чувствуя, что отыграли действительно хороший концерт?
«Да, хотя иногда мы все кричим друг на друга и разрушаем гримерку, высвобождая свою энергию, так как предъявляем к себе очень высокие требования; думаю, что 99% зрителей не согласились бы с нашей оценкой плохого выступления.
В Сан-Франциско я потерял голос, и это было ужасно, но я все равно выкладывался по полной, хотя и знал, что это плохое выступление. Теперь большинство наших туров спланировано с учетом моего голоса».
Но ваш голос звучит очень убедительно…
«Я иногда теряю диапазон, хотите верьте, хотите нет. Я утратил те качества, с которыми начинал, но я стал более сильным певцом. Теперь я могу петь лучше, чем когда-либо. Мой голос сейчас может творить удивительные вещи».
Давайте поговорим о вашем творчестве. Можете ли вы создать песню по заказу?
«У меня нет установленных правил написания песен, и все происходит без определенной системы. Однако при необходимости я могу запустить мыслительный процесс и написать ту или иную песню.
Некоторые песни получаются быстрее, чем другие. Для "Bohemian Rhapsody" я был вынужден работать в усиленном режиме, но мне просто была необходима эта песня. "Crazy Little Thing Called Love" заняла у меня 5-10 минут, и я сочинил её на гитаре, на которой не умею играть. Но в этом был и положительный момент, потому что я был ограничен всего несколькими аккордами. Это неплохо дисциплинирует, поскольку приходилось писать в строго определенных рамках, и я не мог создать множество ответвлений из-за этого ограничения и написал простую, но очень хорошую песню».
Какая ваша лучшая песня на данный момент?
«Я не знаю. Я пишу их и потом оставляю. Если бы вы попросили меня сыграть несколько моих старых песен на фортепиано, я не смог бы; я разучил их на время и потом оставил. На самом деле я довольно быстро забываю аккорды своих песен. Например, "Love of My Life" адаптирована на сцене для гитары, но она была написана на фортепиано, и я совершенно забыл оригинал. Иногда мне приходится возвращаться к нотам, но я не слишком хорошо их читаю».
Вы умеете читать музыку?
«Не особенно, так как мне это не нужно. Моя музыка не похожа на Моцарта, потому что она предназначена, чтобы привлекать и развлекать людей».