1941 год, чех и еврей отправляются добровольцами в армию и попадают в подразделения, дислоцирующиеся в Африке. Пока противник где-то далеко, негодование против жёстких условий направляется в адрес капрала, который не церемонясь натаскивает новичков. Мозоли, ссадины, мечты о лучшей жизни после войны - вот будни новобранцев. Однако приходит приказ сверху – и вот юнцы отправляются прямиком на линию соприкосновения в районе Тобрука.
Иллюзии начинают улетучиваться со скоростью песчаной бури. Смерть может встретить при походе в туалет, мародёрство случается и среди своих, пленных пускают в расход, чтобы экономить воду, а животный страх берёт верх над любыми убеждениями о собственной храбрости и человечности.
Финальные эпизоды издевательски сметают всех героев под одну гребёнку – пулю получает и лишённый сочувствия, и тот, кто после череды ошибок пытается обрести искупление через порыв гуманности в отношении явно обречённого. На войне не решает, остался ты человеком или потерял лицо – пуля-дура, ей всё равно.
Вацлав Мархоул создаёт на экране зрелище, сильно напоминающее о визуале «Морпехов» Сэма Мендеса. Да и составляющие истории схожие. Единственный раз, когда герои увидят противника вживую, как и в «Морпехах» состоится издалека, через перекрестье прицела. В остальное время о нём будут лишь напоминать неизменные атрибуты войны – трупы, разрывы артиллерийских снарядов, останки покорёженной техники.
В фильме Мархоула не получается обнаружить чего-то революционного, тем более, что он далеко не первый постановщик, который взялся показывать на экране войну, что называется, «без прикрас». Неудивительно, что многие критики позже отзывались о «Тобруке» как о фильме, из которого в памяти останутся разве что единичные эпизоды, призванные произвести на зрителя шоковый эффект.
И действительно сложно рекомендовать фильм Мархоула, который как зачарованный реконструирует тяготы и кошмары войны, но при этом личности его персонажей в итоге подобны песку, скользящему сквозь пальцы – даже заявленный в синопсисе конфликт с капралом оказывается сильно размыт. Мархоул, впрочем, не остановится, и через одиннадцать лет выпустит «Раскрашенную птицу», ответочку «Иди и смотри», где ещё сильнее будет вдаваться в тему ужасов войны.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.