Найти в Дзене
RBI. Строим искусство

Домашняя коллекция. Как RBI отбирает предметы искусства для своих проектов

Оглавление

Нам, жителям Петербурга, повезло – у нас есть Эрмитаж, Русский музей, Эрарта и еще несколько десятков галерей искусства... Но многие ли могут, как частные коллекционеры, похвастаться тем, что ежедневно наслаждаются шедеврами классического и современного искусства, которые выставлены или хранятся прямо у них дома? Как вы уже знаете, жители домов RBI – могут. Сегодня мы готовы рассказать, откуда берутся картины, скульптуры, арт-объекты и предметы прикладного искусства в наших домах, кто и как их подбирает и почему этот процесс – сложнее и концептуальнее, чем может показаться непосвященному!

Частичка паззла

Это две скульптуры известного современного скульптора Дмитрия Жукова – его же работы «Эра» и «Арта» вы можете видеть и у главного входа в галерею современного искусства «Эрарта» на Васильевском острове. Но эти скульптуры Жукова – не в музейном интерьере, а в парадном лобби нашего нового дома Futurist. Как они здесь оказались? Точнее, почему мы выбрали для нашего проекта именно этого скульптора и эту работу?

Сначала послушаем «легенду», которую придумал для нее сам создатель:

«Мужское и женское начало, стоявшие у входа в храм в одном из многочисленных полисов… Их погрузили на корабль и отправили в плаванье. Корабль затонул, и они попали в море, где время, вода, прибой превратили их в абстрактный по форме, почти природный камень. Их нашли, расчистили и выставили как осколки той древней цивилизации…»

Теперь, согласитесь, становится более очевидной связь нашего «экспоната» и интерьера, в который он вписан: скульптуры прекрасно сочетаются с «античным» фризом и черным средиземноморским «мрамором» стен нашей входной группы («мрамор» в данном случае – не материал, а расцветка итальянского керамогранита). Вспомним и про наш фасад из «юрского известняка», который также формировался на дне древнего моря и которому 150 миллионов лет. И про бронзовый фасадный декор, столь свойственный стилю ар-деко…

Вот и ответ на вопрос! Произведения искусства для наших проектов мы всегда подбираем концептуально. Давайте попробуем по пунктам. Эти «артефакты»…

…визуально органично вписываются в интерьер, выполнены в одной стилистике;

концептуально продолжают «легенду» дома;

и (важно!) сами по себе обладают высокой художественной ценностью.

Вердикт арт-гуру

С последним пунктом нам, как правило, помогают профессиональные арт-консультанты, кураторы, галеристы. Они по роду своей деятельности могут почти безошибочно определить: работы этого художника будут считаться шедеврами через 10 или 20 лет? Или они, скорее всего, не пройдут проверку временем, и об авторе благополучно забудут? Такой профессионал из сферы искусства, кстати, еще и хорошо знаком с творчеством множества художников, чувствует стиль каждого из них, поэтому он понимает и готов подсказать нам, какой мастер сможет создать работу, которая бы максимально органично вписалась в интерьер нашего очередного проекта. Рассказывает Тамара Попова, начальник отдела развития продуктов и разработки концепций RBI:

Постоянный «внешний» консультант, который нам помогает, – это Лада Шамшурина, известный в Петербурге искусствовед, куратор. Ее «специализация» еще и в том, что она помогает людям сформировать «инвестиционно привлекательную» коллекцию предметов искусства – такую, которая будет дорожать со временем. То есть она чувствует, в каком произведении искусства есть потенциал. Так вот, благодаря ей, например, мы стали сотрудничать с Дмитрием Жуковым или, например, с художницей Капитолиной, которая создала графические изображения знаковых петербургских зданий для нашего проекта «Болконский».

Конечно, это достаточно «живая» история, в которой нет строгого алгоритма. Идея привлечь к проекту того или иного художника часто рождается и внутри компании. Ее могут предложить наши дизайнеры – сразу вместе с проектом интерьера, или наши специалисты по ландшафтному дизайну – если речь идет об арт-объекте во дворе. В выборе всегда участвует и наш шеф-дизайнер Олег Надежин – потомственный архитектор-дизайнер, чей эстетический вкус мы считаем эталонным. А иногда мы уже хорошо знаем автора с прошлого проекта и сами предлагаем ему поработать над нашим новым проектом.

Операция коллаборация

Коллаборации с профессионалами в сфере современного искусства – привычная история для RBI. Как пример, концепцию Art for Apart, в рамках которой стиль, всю «айдентику» и интерьеры для нашего отеля ARTSTUDIO Moskovsky разработал культовый российский графический дизайнер, – мы создавали вместе с арт-критиком Лизой Савиной, известным куратором и продюсером проектов в области культуры. Теперь в каждом номере отеля на Заозерной улице гости могут видеть авторские постеры со стилизованными графическими изображениями уникальных петербургских зданий в стиле «ленинградского модернизма».

А признанного во всем мире мастера пастели Сергея Усика для оформления парадного лобби в нашем проекте «Созидатели» мы привлекли по рекомендации петербургского галериста Игоря Корзина. И сейчас петербургский «мэтр пастели» (официальное звание, присвоенное французским обществом пастелистов) как раз завершает работу над двумя картинами, которые скоро появятся в нашем доме на 12-й Красноармейской.

Уже упоминавшаяся галерея «Эрарта», «Дом культуры Лурье» – эти и другие широко известные в Петербурге и всей России культурные институции мы в RBI также привлекаем к нашим культурным проектам. В тех же «Созидателях», например, именно краеведы из «ДК Лурье» подбирали исторические чертежи и фото знаковых домов Адмиралтейского района для экспозиции в холлах.

Лучше, чем в музее

Мы начали с того, что предметы искусства в домах RBI всегда тесно связаны со своим окружением. Но если в Эрмитаже или Русском музее «окружение» – это скорее другие подобные шедевры из той же коллекции, тогда как роскошные интерьеры вокруг вполне могут существовать как бы сами по себе, – в наших домах история немного отличается. У нас и интерьеры, и предметы искусства создаются одновременно – поэтому мы можем позволить себе прочно «связать» одно с другим.

Архитектурная графика Капитолины для дома "Болконский"
Архитектурная графика Капитолины для дома "Болконский"

Вот, например, «архитектурная графика» той самой Капитолины – петербургской художницы, которая специально для нашего «Болконского» создала виды знаковых зданий центральных районов Петербурга. Или, если попытаться поточнее определить жанр, – «монохромные архитектурные эскизы». Выполненные в такой цветовой гамме, эти работы максимально органично вписываются в тот интерьер, для которого они были предназначены.

Или хотите еще отличный пример того, как наша «арт»-коллекция завязана на общую стилистику проекта? В клубном доме «МИРЪ» мы, как всегда, отдаем дань архитектурно-историческому контексту и выдерживаем весь проект в «неорусской» стилистике – под стать историческому Феодоровскому собору, на который будут выходить окна будущего дома. Насыщенный декором фасад от архитектора Евгения Герасимова, огромные арки парадного холла от дизайнера Олега Клодта – такой дом и сам кажется продолжением исторического ансамбля.

Вот и в основе стилистики интерьеров и «вписанных» в них артефактов в этом проекте лежит объединяющая их общая «родословная» – мотивы исконно русского искусства, с его древними корнями, заново осмысленные художниками сегодняшнего дня. Это картины Андрея Ремнева, чье творчество «вырастает» из иконописи, деревянные декоративные шкатулки дизайнера Златы Корниловой, фарфоровая ваза, созданная руками дизайнера Светланы Левадной. Их вы тоже можете видеть на фото.

А современное искусство, конечно, должно быть интерактивным – с ним можно взаимодействовать! Не случайно и арт-объект Студии Артемия Лебедева в Ultra City – «доступный для контакта». Его можно не только трогать или делать селфи на его фоне – но даже сидеть, как на скамейке (скамейка, по сути, и есть!) «Вовлекая» людей в мир искусства, в Ultra City мы недавно создали еще целую выставочную галерею под открытым небом. Взаимоотношения человека с миром прекрасного здесь тоже становятся «интерактивными»: жители сами могут размещать в галерее результаты своего художественного творчества!

Арт-объект от Артемия Лебедева. И посидеть, и фотографии можно сделать
Арт-объект от Артемия Лебедева. И посидеть, и фотографии можно сделать

Теперь вы знаете чуть больше о том, как много неизвестных в задаче по подбору «артефактов» для девелоперского проекта! А что касается «мужского» и «женского начал», скульптур Дмитрия Жукова, – придет черед и посетителей «Эрарты» увидеть их вживую. Этим летом на скульптуры из нашего Futurist смогут полюбоваться все горожане и гости Петербурга – на персональной выставке Дмитрия Жукова в «Эрарте», куда они ненадолго уедут из парадного холла дома Futurist.

Переходите на сайт, чтобы узнать как мы реализуем концепцию Art of при строительстве домов.