Обзор на мощнейший по масштабу и пафосности сериал «Йеллоустоун» (2018, реж. Тейлор Шеридан).
В конце статьи – под какой настрой подходит.
Если при словах «ферма» или «ранчо» уже хочется выключать фильм, а от «вестерн» чувствуется пыль на зубах, жара невыносима и на горизонте мерещится ковбой, улепетывающий от индейцев, то с Йеллоустоном торопиться не стоит. Настолько, что после каждой серии хочется выдохнуть и проветриться.
О чем?
В центре сюжета семейство Даттонов, вокруг которого вьются как хищники индейцы с ближайшей резервации, предприниматели и инвесторы, посягающие на ранчо, и куча бандитов и маргиналов, создающих проблемы. И семье придется сплотиться, чтобы дать отпор на разных линиях фронта и сохранить за собой землю. А объединяться им ой как непросто.
Йеллоустоун – это семейная драма, где каждый участник имеет нехилый бэкграунд травм и посттравматических расстройств, отчего их сегодняшнее поведение и способы налаживания отношений, мягко говоря, шокируют. Причем сценаристы сперва нас сталкивают лбами, а потом уже показывают, почему персонаж поступает так. И ни один из них не оставит равнодушным.
Кто?
Отец семьи Джон Даттон (Кевин Костнер) – последний заинтересованный в сохранении земли человек, властный, гиперконтролирующий, «выращивающий» детей, как скот на ранчо – под свою цель. Персонаж развивается в более эмпатичного и переосмысляющего жизнь за счет вновь приобретенного внука. Наследником, как и в «Крестном отце» Джон видит младшего сына – Кейси Даттона (Люк Граймс), который противится этому и даже уехал от отца в резервацию. Но нет, желание спасать и исправлять старые грехи сильнее. А вот старший сын Джейми Даттон (Уэс Бентли) из кожи вон лезет ради отца, а в итоге становится козлом отпущения. И вишенка на торте Бетт Даттон (Кейли Райли) – стервозная бескомпромиссная дочь, которая откусит голову даже собственному брату, лишь бы сделать отца счастливым.
Что вызывает большое уважение к сценаристам – несмотря на неприглядность главных героев, к ним проникаешься, ни один из них не поступает из желания навредить другому, наоборот, из желания помочь, порадовать. Вот только метод – идти по головам.
Единственной мотивацией детей Даттонов, судя по всему, является желание угодить отцу, закрыть старые травмы, о чем Джон говорит: ведь ранчо оставлять некому. Как решится конфликт отца, заинтересованного только в земле, и детей, пытающихся ему угодить? Или для детей есть своя выгода в этом? Мы говорим не о подростках, а о взрослых людях, которые давно могли плюнуть на всю эту историю и уехать.
И все это превратилось бы в унылую драму, если бы не внешние враги, которые доставляют разоблаченному семейству немало трудностей – перестрелки, поджоги, подстрекательство, белые воротнички и политические игры. И каждый персонаж очень неплох в решении таких проблем, но абсолютно неспособен в решении семейных. Оттого и интересно.
Как?
Тейлор Шеридан – универсальный человек, в основу сюжета пустил собственные воспоминания о ранчо в Техасе, в котором он вырос, и которое отобрали у семьи. Универсальный, потому что он как актер играет в нескольких сериях ковбоя из Техаса, а еще Шеридан – сценарист «Убийцы» (Sicario, Дени Вильнёв), поэтому сцены подготовки к нападению, разбирательств и перестрелок иногда очень схожи и считываются невозможным напряжением и тихим безмолвным ожиданием.
Музыка в сериале написана Кевином Костнером и его группой, а также играют многие кантри композиции. Одну из весомых второстепенных ролей играет музыкант Райан Бингэм, который радует зрителя игрой на гитаре и неоднозначным персонажем. Главный саундтрек используют также в новых аранжировках для придания драматичности и напряженности момента. Помимо реальных музыкантов в сериале есть и настоящие ковбои, как актер, играющий Ллойда (Форри Дж. Смит).
Отдельным словом хочу упомянуть виды штата Монтана, если до этого вы едва о нем слышали, то к концу первого сезона точно поменяете обои на телефоне на горы, поля и реки. Съемки проводятся в самом штате на реально существующем ранчо, которое можно посетить во внесъемочное время и даже там пожить. Как и для любого вестерна здесь есть стандартный набор ковбоев, шляп, лошадей, бизонов и наездниц. Атмосфера вестерна передана на 10\10, при этом герои иногда носят маски, ибо коронавирус.
Йеллоустоун – максимально современное произведение, но описывает устаревающие принципы и традиции: собственная земля, разведение скота, большая семья под одной крышей, строгое воспитание «настоящих мужиков» сталкиваются с теми же защитниками природы и предпринимателями ратующими за «земля для всех». И, конечно, сам штат очень хочется застроить аэродромами и отелями, чтобы разрушить старое.
Но как говорит Джон Даттон в своей излюбленной пафосной манере, глядя на горизонт: «Это Америка. Здесь не делятся землей». А значит, конфликтов не избежать, да и главные герои не из тех, кто будет убегать, поэтому за этим очень волнительно наблюдать. Здесь не хочется говорить с экраном «Ну, что ты делаешь? Ну, зачем они разделились? Почему не сделать нормально? Я бы…» Нет, здесь остается только ждать развития сюжета, потому что история и персонажи выкручены на максималках. А Шеридан точно умеет потомить зрителей, прежде чем внезапно и бесповоротно их раскатать.
Настрой: когда хочется погрузиться с головой в проблемы нереальных масштабов других людей, сравнить со своими и понять "ну, в целом, у меня еще ничего". И зарядиться решимостью, упертостью и мощнейшим пафосом. Ну а в перерывах созерцать невозможные красоты ранчо в просторах национального парка Йеллоустон, штата Монтаны, попивая виски на своей веранде. И задуматься, а может тоже завести ферму.
Все фото взяты с сайта kinopoisk