Приветствую вас друзья! Самолет, ставший, наиболее ярким воплощением концепции легкого истребителя провоевал всего немногим более месяца.
Авиастроительная фирма "Société des Avions Caudron", основанная в 1909 году к середине тридцатых годов прошлого века накопила солидный опыт в создании самолетов различного назначения, как военных, так и гражданских и спортивных. Поэтому когда в 1936 году был объявлен конкурс на создание легкого и относительно недорогого истребителя главный конструктор фирмы Марсель Риффар энергично взялся за дело.
Предполагалась, что изготовленная из недефицитных материалов (древесины ) машина станет дополнением к "основному" истребителю, имевшему металлическую конструкцию и нормальные массогабаритные характеристики. Согласно требованиям военных будущий истребитель предполагалось оснащать двигателем мощностью до 500 л. с., который позволял бы развивать максимальную скорость 450 км/ч, набирать высоту 4000 метров за 6 минут, а 8 000 метров в пределах 15 минут и 10 000 метров менее чем за 19 минут. Вооружение могло состоять из четырех 7,5-мм пулеметов или одной 20-мм пушки и 2 пулеметов.
За основу был взят учебно-тренировочный самолет С.690, предназначенный как раз для тренировки пилотов-истребителей, который в свою очередь был развитием гоночного рекордсмена С.460. Это сократить время опытно-конструкторских работ - первый прототип под обозначением С.710 впервые поднялся в воздух 18 июля 1936 года. Эта машина была оснащена 12-цилиндровым мотором "Рено" 12R01 мощностью 450 л.с. и как и исходный С.690 имела неубирающееся шасси прикрытое обтекателями. Проектом было предусмотрено применение двух 20-мм пушек "Испано-Сьюиза" с боекомплектом по 60 снарядов. Однако на построенном самолете пушки не были установлены. Испытания шли успешно - удалось развить максимальную скорость 460 км/ч, но с самого начала было ясно, что в серию С.710 не пойдет: заказчик поднял требования по максимальной скорости до 500 км/ч, а для достижения таких параметров требовалось сделать шасси убираемым.
К концу 1937 года изготовили два прототипа новой модели, получившей обозначение С.713. От 710-го ее отличало убирающееся шасси. Однако и в таком виде французские военные машину не приняли - энерговооруженность и маневренность самолета оставляли желать лучшего. В сентябре 1938 года вышел на испытания С.714, отличавшийся от С.713 доработанными капотом и килем. Вот он и был запущен в серию под обозначением CR.714C1, к которому чуть позднее добавилось название “Cyclone” ("Циклон") - по надписи сделанной на борту машины выставленной на Парижском авиасалоне в декабре 1938 года.
По конструкции самолет представлял собой одномоторный моноплан преимущественно деревянной конструкции.
Фюзеляж самолета деревянный, с силовым набором из спруса (канадская ель). Основные элементы - четыре продольных лонжерона и рамные шпангоуты.
В передней части на довольно сложной сварной мотораме закреплен 12-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Renault 12R-01, прикрытый металлическим капотом. Мотор приводил во вращение трехлопастный воздушный винт "Ратье", изменяемого шага. Над крылом в фюзеляже перед кабиной летчика размещен единственный топливный бак емкостью 210 литров.
Крыло деревянное, с двумя коробчатыми лонжеронами, неразъемное. Посадочные щитки занимают всю свободную часть задней кромки крыла.
Хвостовое оперение классической схемы: киль, стабилизатор, рули высоты и направления. Стабилизатор деревянный, неразъемный.
Шасси двухстоечное с масляно-пневматическими амортизаторами, колеса размером 500x150 мм. Стойки шасси (фирмы "Месье") убираются в центроплан по направлению к оси самолета. Костыль самоориентирующийся, неубирающийся.
Стрелковое вооружение состоит из четырех пулеметов MAС 1934 А (А- крыльевая версия) калибра 7,5 мм, с питанием от дисковых магазинов емкостью 300 патронов, размещенных попарно под крылом в плоских обтекателях. Для обслуживания и перезарядки нижняя панель обтекателей откидывалась на петлях вниз-назад, также, как и вооружение.
Кабина пилота внешне просторная, однако обзор и вперед и назад из нее не был хорошим. Вперед мешала смотреть вытянутая носовая часть, а высокий гаргрот хвостовой части фюзеляжа загораживал заднюю полусферу. Чтобы хоть как-то исправить этот недостаток в боковинах гаргрота выполнены своеобразные "карманы", прикрытые прозрачными панелями, что позволяло летчику хоть как-то контролировать воздушную обстановку за спиной.
Доступ в кабину осуществлялся через боковые прозрачные щитки фонаря, сдвигавшиеся вниз. Сиденье летчика снабжено механизмом регулировки по высоте. В дополнение к коллиматорному прицелу, перед козырьком кабины размещался резервный кольцевой прицел. Радиостанции отводилось место в закабинном пространстве, при этом ее антенны выдвигались вертикально вверх и вниз во время полета. Бронирование на самолете не было предусмотрено.
Фирма "Кодрон " получила заказ на 200 самолетов, впоследствии уменьшенный заказчиком до 120 машин, поскольку серийные машины оказались существенно тяжелее прототипа, а их максимальная скорость составляла всего 470 км/ч и, к тому же, самолет прямо-таки преследовали неполадки с двигателем. Реально же фирма изготовила только 62 истребителя, выпуск которых начался летом 1939 года и завершился в мае 1940 года.
Единственной боевой частью французских ВВС, летавшей на CR.714C1 , стала группа GC 1/145 , укомплектованная польскими летчиками. Получив первые самолеты в январе 1940 года, группа вступила в бой в мае, действуя в системе ПВО Парижа. 3 июня в результате отражения немецкого авианалета был сбит бомбардировщик He-111. Наиболее интенсивные бои группа GC 1/145 вела в период с 8 по 10 июня 1940 года. 8 июня два польских "кодрона сбили в окрестностях Омала немецкий двухмоторный Bf 110. На следующий день 9 июня выдались самые интенсивные схватки. В тот день утренний боевой вылет закончился безрезультатно. Несколько часов спустя в воздух вновь поднялись восемнадцать "кодронов", ведомые командиром группы майором Кемпиньским. Одна из машин вынуждена была почти сразу вернуться на аэродром т.к. двигатель работал с перебоями. Неподалеку от Вернона обнаружили группу Bf 109, находящуюся примерно в 2000 метрах ниже. Германские истребители, как оказалось, сопровождали 25 бомбардировщиков Do 17. Атака "кодронов" была хоть и нескоординированной, но результативной. Первой на противника обрушилась пара Гловчиньски - Черняк. Используя внезапность, пилоты сумели завалить двух "мессеров". Но дальше завязалась "собачья свалка", в которой истребители сопровождения сумели связать боем "кодроны". В результате к бомбардировщикам удалось прорваться лишь звену капитана Вчелика (ведомые - поручик Ковальски и взводный Маркевич). Вдвоем им удалось отправить на землю один "дорнье". В завершении боя полякам удалось сбить еще один "мессершмит", но и сами они понесли потери: три пилота погибли, а один был ранен.
Всего пилоты GC 1/145 записали на свой счет шесть сбитых самолетов противника. Собственные боевые потери составили 3 самолета, а небоевые (включая машины, уничтоженные собственным персоналом) - 26.
В других французских истребительных частях самолет практически не применялся. Известно только, что две машины (серийные номера 61 и 62), последние самолеты CR.714C1, выпущенные заводом, в самом конце боевых действий попали в Ла Рошель, где эксплуатировались в составе местного звена ПВО. Последний из них успел послужить и в ВВС правительства Виши, пока не был разбит при посадке в августе 1940 года.
Когда началась война между СССР и Финляндией, французы предложили направить в Финляндию истребительную авиагруппу, вооруженную CR.714C1 и укомплектованную польскими пилотами. В общей сложности Франция была готова выделить Финляндии 80 самолетов CR.714C1.
Однако лишь шесть самолетов были поставлены только мае 1940 года, когда боевые действия уже закончились. В финских ВВС они поступили в разведывательную группу Llv 30, но уже в марте 1941 г. ввиду плохого технического состояния полеты на CR .714C1 запретили.
Пилоты, летавшие на "кодронах", отмечали одни и те же проблемы строгость в пилотировании, большой разбег при взлете-посадке, недостаточную скороподъемность, перегрев двигателя на высоких оборотах, неприспособленное к травяным аэродромам шасси и ненадежную работу механизмов его уборки, неудобный доступ к агрегатам для механиков.
Немцев захваченные после капитуляции Франции экземпляры особенно не заинтересовали. Один из "кодронов" был облетан пилотами люфтваффе, но дальше этого дело не пошло.
А вот союзники немцев - итальянцы внимательно изучили доставшиеся им трофейные экземпляры. Вдохновившись французским проектом авиастроительная фирма SAI Ambrosini выпустила истребитель SAI-403 "Дардо" с мощным мотором и максимальной скоростью 630 км/час при вооружении из двух 20-мм пушек. Самолетом заинтересовались и немцы, но итальянцы осилили всего тринадцать самолетов для нужд Люфтваффе.
Дальнейшим развитием истребителя CR.714C1 стали два построенных самолета - с 12-ти цилиндровым итальянским двигателем "Дельта" RC-40 мощностью 730 л.с. и CR.770 - модификация с 16-ти цилиндровым двигателем "Рено" 626 мощностью 800 л.с. Фюзеляж уже не был полностью цельнодеревянной конструкции, а получил набор из хромомолибденовых труб. Вооружение обеих опытных машин состояло из шести 7,5-мм пулеметов, а в серийное производство планировалась их замена двумя 20-мм пушками.
CR.760 совершил первый полет 6 апреля 1940 года продемонстрировав отличные летные характеристики: была достигнута максимальная скорость в 570 км/ч, высоту 4000 метров самолет набирал за 5 минут, а на десять километров взбирался за 12 минут 30 секунд. Но Франция капитулировала, что и помешало запустить CR.760 в серийное производство не пошел.
Первый полет CR.770 состоялся 10 ноября 1939 года и оказался неудачным: в полете остановился мотор, но машину удалось посадить. Доработать двигатель дальнейшем так и не удалось. Было предложено установить на самолет двигатель "Испано-Сюиза" HS 12Y45, но сделать это не успели.
Историк авиации Андрей Харук приводит CR .714C1 как наглядный пример воплощения недостатков самой концепции легкого истребителя. В качестве аргументов приводится отсутствие возможности установить достаточно мощное вооружение, установить бронеспинку сиденья пилота, протектирование бензобаков. Попытки же устранить эти недостатки неизбежно вели к необходимости установки более мощного мотора и увеличению размеров планера - так что, легкий истребитель волей-неволей трансформировался в самолет "нормального" веса. Поэтому поняв бесперспективность попыток дальнейшего развития CR.714 французы отдали предпочтение более перспективному "полноразмерному" Dewoitine D.520.
С этим можно согласиться отчасти. Если говорить о "кодроне", то там действительно практически нет резервов для модернизации - самолет ведет свою родословную от гоночного Caudron С.460 - непосредственного "предка" С.690. А что такое гоночные самолеты 1930-х годов? Это в общем-то двигатель облепленный крыльями, конструкция, где все подчинено идее достижения наибольшей скорости горизонтального полета. На такие вещи как маневренность, хороший обзор и прочие нужные для боевой машины качества там обращено минимальное внимание. Риффар конечно сэкономил время, используя свои прошлые наработки, но на выходе получился истребитель "на час", с не самыми выдающимися летными данными и крайне небольшими перспективами развития.
В тоже время сама концепция легкого истребителя оказалась вполне актуальна в годы второй мировой - как пример очень удачных легких машин можно привести наш Як-3 или японский А6М "Зеро". Ведь действительно сложные и дорогие тяжелые машины имеют зачастую избыточные данные для выполнения основного спектра боевых задач, в результате чего их использование напоминает пресловутое гвоздей забивание микроскопом. Вот здесь-то и пригодится что-то "полегче" и попроще. Но и гораздо позже, уже в 70-80 годах прошлого века и в США и в СССР после длительных исследований и анализа боевого применения истребителей в различных конфликтах и во время учений пришли к концепции двух истребителей: тяжелого и легкого. И распределение истребительного парка строилось таким образом, что около 80 % должны составлять легкие самолёты, а остальные 20% — тяжелые. Ну а Caudron CR. 714 просто не самый удачный боевой самолет. Но в тоже время и на нем одерживали победы!
Источники: Avions №11. Les Chasseurs Caudron : CR.714 et derives, А. Харук "Истребители Второй Мировой: самая полная энциклопедия", Е. Аранов "Авиационное стрелковое вооружение Франции 2 Мировой войны"(статья)/Сайт VK.com
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Делитесь нашими публикациями в соцсетях! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!