Автор в статье предлагает читателям ознакомиться с самым первым масштабным и массовым культурным мероприятием молодого советского государства- Первой музыкальной олимпиадой рабочих 1927 года.
Первое грандиозное мероприятие в истории Советского Союза
Первая в истории Советского Союза грандиозная музыкальная рабочая олимпиада была организована по случаю десятилетия ленинградских профессиональных союзов и проведена в Ленинграде на стадионе имени Коммунистического интернационала молодёжи в июне 1927 года. В советской прессе данное мероприятие было названо «историческим» и были отражены его главные статистические данные - шесть тысяч исполнителей и пятьдесят тысяч зрителей.
И как отмечали современники-советские граждане, данные масштабы этого праздника были до указанного момента невиданными для советского искусства.
И соответственно новые масштабы не могли существовать без новых понятии и новых слов. Так на музыкальной олимпиаде выступали не великорусский и духовой оркестры и хор – не «три коллектива», а «три массива». Слово «массивы» звучало убедительно для советских граждан присутствовавших на музыкальной олимпиаде и видевших пред собой вышки для режиссеров и три огромных трибуны до отказу заполненные балалаечниками, духовыми, домристами, певцами.
Программа музыкальной олимпиады была посвящена отдельным и совместным выступлениям «трех массивов» : великорусского и духового оркестров и хора. Сначала «подвинутая группа» великорусского массива исполнила ряд русских народных песен, и удачно исполненную «музыкальную фантазию» из оперы « Кармен». Духовой массив следом исполнил ряд произведении, но согласно воспоминаниям зрителей, всём больше всего запомнился фонфарный марш Генриена. Но согласно программе самым ответственным и самым большим по числу участников было выступление хора под руководством дирижера И. Немцева.
При минимальной поддержке небольшой группы духового оркестра, хор в две тысячи человек исполнил ряд народных песен, при чем чистота интонирования, точность ритма и выверенность мельчаиших деталей поразили всех присутствующих. После такого исполнения деятели искусств заговорили о выросшей глубокой хоровой культуре в Советском Союзе.
Проблемы организации и проведения
Музыкальная олимпиада выявила большие достижения и наличные силы советских рабочих аудитории и открыла огромные перспективы на будущее. Вместе с тем, также специалистами были отмечены некоторые неразрешенные проблемы. Так, сложная организация массовых мероприятии на открытом воздухе поставила перед организаторами олимпиады главный вопрос – проблему с акустикой.
С данным вопросом тесно связана была и проблема инструментовки- инструментовка хоровая и оркестровая, распределение групп и их количественное взаимоотношение в таком грандиозном празднике. Указанные проблемы требовали внимания и знания специалистов и ухода от «кустарничества», при организации мероприятии подобных прошедшей музыкальной олимпиады.
Вместе с тем, несмотря на существовавшие проблемы, первая музыкальная олимпиада рабочих 1927 года показала что советское общество начало жить в эпоху появления подлинных народных искусств новых масштабов и новых взаимоотношении.