Найти в Дзене

Грязь / Filth (2013), Ирвин Уэлш

И парочка слов про шотландских масонов. Здесь есть спойлеры.
Ку.
Первый пост, в котором я, в первую очередь ради себя, опубликую никому не нужный высер по поводу недавно просмотренного фильма. Сама идея пришла давно, но руки реализовать не доходили, а во время просмотра возникло яркое желание поделиться эмоциями - такое впечатление произвели на меня шотландские фильмы. Предыдущий был "Trainspotting", что в русской локализации более известно как "На игле". Пишу их в один ряд, потому как сняты по книгам одного автора (Ирвин Уэлш), стилистически весьма похожи и вообще, не знай я режиссера, предположил, что фильм снял Дэнни Бойл. У него и у Уэлша весьма классная вышла химия. Но пост не нем, а о работе Джона С. Бейрда, весьма талантливного и прошаренного шотландского режиссера, который в свое время выступил в качестве продюссера одного очень популярного в узких и не очень кругах британского фильма "Хулиганы".
История сегодняшнего фильма развивается в Шотландии, Эдинбург. Родина Уэлша

И парочка слов про шотландских масонов.

Здесь есть спойлеры.

Ку.

Первый пост, в котором я, в первую очередь ради себя, опубликую никому не нужный высер по поводу недавно просмотренного фильма. Сама идея пришла давно, но руки реализовать не доходили, а во время просмотра возникло яркое желание поделиться эмоциями - такое впечатление произвели на меня шотландские фильмы. Предыдущий был "Trainspotting", что в русской локализации более известно как "На игле". Пишу их в один ряд, потому как сняты по книгам одного автора (Ирвин Уэлш), стилистически весьма похожи и вообще, не знай я режиссера, предположил, что фильм снял Дэнни Бойл. У него и у Уэлша весьма классная вышла химия. Но пост не нем, а о работе Джона С. Бейрда, весьма талантливного и прошаренного шотландского режиссера, который в свое время выступил в качестве продюссера одного очень популярного в узких и не очень кругах британского фильма "Хулиганы".



История сегодняшнего фильма развивается в Шотландии, Эдинбург. Родина Уэлша и центральная экшн-локация как минимум парочки его предыдущих книг. Маленькая ремарочка - автор, на мой субъективный взгляд, пишет очень мемно и глубоко одновременно, раскрывая шотландский менталитет и внутреннию кухню, которую он всем сердцем любит, ненавидит и с которой напрямую знаком.
В центре сюжета полицейский по имени Брюс Робертсон, с первых сцен позиционирующий себе как циник-мизантроп, отбирающий у детей воздушные шарики и демонстрирующий неподобающие знаки пальцами. Всю энергию он выливает на то, чтобы кому-то поднасрать, у кого-то забрать, на чью-то жену лечь и переступить через окружение в тех местах, в которых здоровый человек даже не решит подумать. Кроме этого, пользуясь своими полномочиями, а иногда даже очень, пытается реализовать все свои хотелки и фантазии. Параллельно с этим нам показывают две внутренних картины героя.
Первая связана с его женой, которая, судя по всему, была для него настоящим соулмейтом, понимающей женщиной во всех аспектах. Знала все его сексуальные фантазии и могла удовлетворить каждую.
Вторая происходит будто бы в его сознании, высокоинтеллектуальные беседы с глистом, который постоянно подсирает его, заканчивая предложения протяжными "Yeees?", "Aye?
Все свое окружение он подставляет и травит, коллег на работе по вполне себе разумной причине - очень хочет получить высокую должность и устранить конкурентов, а своего брата по масонской ложе - будто бы топит котенка. Здесь и остановимся. Сказать, что я удивился - ничего не сказать. Не то чтобы я вообще ничего не знаю про Шотландию, даже больше, я даю себе небольшой отчет о степени дрочева шотландцев на различные ордена и сообщества. Но фильм удивил, реально удивил. Эстетика присутствует, есть всё необходимое и вообще Дмитрию Евгеньевичу бы очень понравилось, if you know what I mean.
Шахматный пол, герб, одежды, антураж, всё как в жизни, всё как у взрослых. Еще очень интересный момент по этому поводу, как мне показалось, это постер в кабинете высокоградусного мужчины пожилых лет (мастера ложи, вероятно). Постер посвящен фильму Стэнли Кубрика 2001: A Space Odyssey / 2001: Космическая одиссея. На картинке изображена комната из финальных сцен, надеюсь я разберусь как прикрепить сюда картинки, если вдруг кто не понял о чем я. Поискав в интернете, таких постеров я даже не нашел, есть только кадр из фильма. Что как бы дает намек на какую-никакую уникальность. Что очень интересно - эта комната являет собой прямую отсылку на один очень известный масонский орден Шрайнеров. В фильмах кубрика были и другие отсылки на этих ребят, кстати говоря.
Таким образом, очень хочется подчеркнуть, картина передана весьма достоверно и очень хорошо, окружение действительно похоже на настоящих масонов и тонкие намеки это только подтверждают. Это не первая отсылочка и локальный мем на эту тематику у автора книги, потому что в предыдущих работах было тоже самое. Вспоминаю сцену из второго транспоттинга, где главные герои забурились в кафе каких-то косплейщиков/фанатов 1690 года. Я бы очень хотел рассказать и про это, потому что я нагуглил и понял, что это тоже что-то вроде локального ордена, но статья посвящена другому.
Автор добавляет много сатиры на эту тему и множество локальных подобных, которые, как мне кажется, лучше всего поймет шотландец или зритель, имеющий представление о том, на чей фильм он попал.
Так вот, своего единственного "друга" из этой ложи, которого в современном обществе назвали бы омегой, он решает взять с собой в путешествие в Гамбург. Типа оторваться, помочь ему с проблемами с женой(которые он сам и создал пранками по телефону), расслабиться и все в этом духе. По приезде они сразу оказываются в квартале красных фонарей, в одном из баров которого Брюс подсыпает отвернувшемуся назад другу что-то очень "быстрое", причем очень сильно перебарщивает, вызывая у того бэд-трип.
Не первый раз возникает сцена ребенка в черной пыли или какой-то мазуте - у главного героя случается от него так называемая "паничка". Этот нюанс тоже можно взять на карандаш, потому как момент интересный и объяснение на него можно получить только в конце фильма и если хотя бы чуть подраскинуть. Вообще, если сказать прям очень серьезно, то в истории действительно на всё есть ответы и персонаж получился очень живым, несущим в себе весь целостный поток сознания человека. У всех его действий есть причина - просто это не так легко понять. Отчасти она связана с его главной травмой, женой и ребенком. Причем, как становится известно позже, жена от него давно ушла и забрала с собой ребенка. А все его воспоминания это просто грезы, которым он предается, переодевшись в её одежду и блуждая по ночным улицам Эдинбурга.
По сути, психика так и работает. Есть травма, а есть следствие и проблемы, возникающие при обращении к этой травме, зачастую неосознаном. Всю сексуальную несостоятельность он выливает в унижение, а намек на гомосексуальность он транслирует на своего коллегу, пытаясь постоянно подставить перед командой.
Вернувшись домой он обнаруживает, что все идет наперекосяк и вообще шансов у него получить должность почти не осталось. Мир рушится, все от него отворачивается, колпак затекает.
Затем его находят переодетым в женщину, а к концу фильма и вовсе вскрывается шокирующая тайна - жена, как оказывается, когда-то променяла его на blacked. Впечатление расиста он создает по этой же причине, его жена просто ушла к черному.

Фильм собой представляет, как мне показалось, некую нижнию грань человека, обнаженное эго. Далеко ходить не надо - сама суть названия отсылает к главной эмоции, которая, по замыслу, возникает по отношению к герою.
Первое время так и будет казаться, пока сюжет не начнет раскрываться в классической тематика Уэлша - внутренний мир, психология, менталочка главного персонажа. Причино-следственная связь и все тому подобное, что поможет разобраться в хорошо созданном сознании героя. Он не кажется совершенно отбитым и неосознанным социопатом, он просто болен. Судя по всему, когда-то он действительно был неплохим полицейским и даже пользовался уважением, но невозможность переступить через собственную гордость, откинуть от себя груз печальных эмоций, не позволяет ему адекватно жить и не мешать жить другим. Он просто торчит на этом. Торчит на том, чтобы энергию свою направить на унижение, на грязь.
А ведь весь мир вокруг - зеркало.

Таким образом, все это - натуральный, неосмысленный поток настоящего человеческого разума. Если вы частичку себя увидели в главном герое, переживать не стоит. Все мы такие, ведь правила везде одни, как говорит сам Брюс. Просто это нижняя грань. Как Ганнибал, только не богемный, а его грязное, трусливое подобие из Шотландии, хоть и стоит признать, что красавчик Макэвой слегка испортил закладываемое первоисточником впечатление мерзкопакостнейшого вонючки-грязнули-главного героя.

Даже так,
33/10, за локальную шотландскую культуру, самый красивый язык, детей в гуталине и натуру человеческой кукухи.