О чем обычно думает человек в минуты праздности? Сидит ли он, вспоминая прошлые радости и печали? Или он сидит и мечтает о том, как достигнет той цели, к которой ведёт его дорого жизни?, которую он хочет когда-нибудь, наконец, достичь? Интересно, о чём думали участники данной записи?
Дюк Пирсон (пианист, композитор).
Было далеко за полночь, когда секстет гитариста Гранта Грина, состоявший из Дюка Пирсона (рояль), Джо Хендерсона (тенор-саксофон), Бобби Хатчерсона (вибрафон), Бобби Креншоу (контрабас) и Эта Хэрвуда (барабаны) приступил к записи мелодии Дюка Пирсона, давшей в итоге название всему альбому - Idle Moments.
Это был последний номер сессии и должен был длиться не более семи минут, дабы уместиться на пластинку. Пирсон, будучи автором темы, назначил порядок соло, указал точки вступления с импровизациями, для которые каждому музыканту было предоставлено место.
По расчётам композиция должна была длиться шесть с половиной-семь минут. Но смуту внёс гитарист, сыгравший шестнадцатитактовую мелодию два раза, и как только пианист готовился вступить с сольной партией, Грин пошёл на третий, а потом и на четвёртый круг.
Затем те же тридцать два такта сыграл Пирсон, а после к микрофоно подошёл Хендерсон, закрыл глаза и из его саксофона полились теплые, прекрасно страстные звуки.
Понимая что отведённый хронометраж превышен, Пирсон посмотрел на Альфреда Лайона (продюсера), который должен был контролировать ход записи, но тот был полностью погружён в музыку.
Дюк Пирсон:
Потом он (Альфред Лайон) посмотрел на секундомер, нахмурился, посмотрел на меня, пожал плечами, улыбнулся и продолжил слушать Джо.
А впереди был ещё Бобби Хатчерсон и его 32 такта. Когда всё наконец закончилось к Дюку подошёл Альфред и спросил: Дюк, ты знаешь, сколько времени это длилось? Около восьми или девяти минут? - спросил тот.
15 минут и 45 секунд, но это было прекрасно!
Но было принято решение сделать ещё один дубль, дабы уложиться в отведённые 7 минут. Сказано - сделано, правда никому этот дубль не понравился, не было в нём того чувства полёта, как у первого. Решено, на пластинку идёт пятнадцатиминутная версия.
Решение проблемы с дублями Idle Moments породило новую проблему - нужно было сократить один из предыдущих номеров до семи минут. Выбор пал на Гриновскую Jean De Fleur (в переиздании на CD доступна в том числе полная версия).
Если заглавная тема невероятно вальяжная и расслабленная, то вторая более динамичная, особенно за счёт партий Креншоу и Хэрвуда, кажется что им хочется играть ещё быстрее, но они сдерживаются (прим. - возможно сыграло свою роль заданое ограничение хронометража).
Django авторства Modern Jazz Quartet - это мелодия, которую Грин хотел записать в течение многих лет. Медленное вступление с тихим вибрафоном и саксофоном переходит в ведущую партию Грина. Джанго конечно о Джанго Рейнхардте (а какой джазовый гитарист не посвящал или не переигрывал композицию в память о Джанго?) и казалось бы Грин мог забрать всю пьесу себе, но нет, он даёт развернуться всем (кроме ритм-секции, хотя те великолепно держат ритм), демократичный парень.
И вот финальная Nomad, в которой Джо Хендерсон уверено доказывает, что не зря в 1963 году он был включён журналом Down Beat в список ведущих исполнителей на тенор-саксофоне. Грин вновь проявляет демократичность и его соло на Nomad только третье.
Джо Хендерсон позже прокомментировал, что он никогда раньше не слышал такого звучания гитары, как у Грина. И это правда, Грин уверено чувствует себя, как в блюзовой заглавной теме, так и в быстрой Jean De Fleur, как в куловой Django так и в многогранном Nomad.
Idle Moments прекрасный альбом, демонстрирующий, как в четырёх композициях музыканты могут предложить невероятное разнообразие.
Предыдущие выпуски рубрики "Джаз по средам" и другие материалы о джазе на канале по ссылке: