Итак, в 1938 году большая семья Старостиных осталась, не распалась, не растерялась по детдомам. Семья эта была необычной - состояла из одних детей – без родителей. Конечно, не все были маленькими, некоторые уже обрели самостоятельность, но сиротство ощущается в любом возрасте. И даже имея своих детей, мы чувствуем себя сиротами, если уже потеряли хотя бы одного из родителей…
В 1938 году одни остались:
Галина 24 года
Николай – 22 года
Борис – 20 лет
Василий - 17 лет
Александра 14 лет
Анна – 12 лет
Татьяна - 10 лет
Павел - 8 лет
Катерина – 6 лет
Старшей в семье была моя бабушка Галина Петровна Старостина. Она родилась в 1914 году. Окончила всего четыре класса начальной школы. Работала в основном в колхозе – телятницей или на парниках. Одно время трудилась на кинешемской фабрике в товарной конторе.
Эта немногословная, набожная, необыкновенной силы духа женщина никогда ничего не боялась и была главной опорой семьи. С братьями и сёстрами она пережила войну, страшное послевоенное время, одна вырастила и выучила дочерей.
Одна держала дом, огород и хозяйство. Никогда никому не жаловалась, надеялась только на себя и никогда не унывала: "Бог не выдаст, свинья не съест".
С ней я выросла, полюбила простой и упорядоченный деревенский быт, деревню, нашу волжскую природу.
Бабушку мы хоронили в 1992 году. Я училась на втором курсе. Это было страшное потрясение для меня...
Николай Петрович Старостин, 1916 года рождения, – самый старший из братьев – к этому времени уже был женат. Он прожил долгую жизнь и умер в 1990 году. Николай Петрович воевал во время Великой Отечественной в Морфлоте, после войны работал в Есиплеве милиционером.
Мне не пришлось его видеть. У него было четверо детей от двух браков. Семью дочери от первого брака Надежды Николаевны Морозовой я знаю давно. А вот с его сыном Василием из Тольятти и дочерью Верой из Санкт-Петербурга от второго брака мы познакомились недавно, когда они приезжали в Заволжск посетить родные места.
Как мне кажется, любимым бабушкиным братом был Борис, 1918 года рождения. В 1941 году он ушёл на фронт и пропал без вести. Вероятно, он служил в офицерском звании. За него семье давали паёк. Бабушка долго ждала его с фронта, и я хорошо помню, с какой болью, нежностью и любовью вспоминала она этого своего брата.
Василий, 1921 года рождения, прожил короткую жизнь – 22 года, в 1943 году он трагически погиб от ножевого ранения.
Александра Петровна Старостина (Чернова) родилась в 1924 году. Она была в семье самой образованной, бабушка помогла дать ей образование. Александра Петровна закончила медицинское училище и всю жизнь проработала в медицине. С мужем Михаилом они создали большую дружную семью, вырастили троих детей - Татьяну, Александра и Владимира Черновых, которые воспитали 6 внуков, теперь подрастают правнуки.
Анна Петровна Старостина (Куликова) родилась в 1926 году. Личность удивительная. Среди сестёр была самая заводная и смелая. В молодости работала на фабрике, а потом в поисках лучшей жизни уехала с мужем Анатолием в Ленинград, работала там на стройке. Куликовы прижились в северной столице, своих детей у них не было.
Семейные отношения для людей, которые выросли, поддерживая друг друга, заменяя друг другу родителей, кто как мог, имеют особое значение – это я всегда чувствовала. Святость и незыблемость семьи и родственных отношений ощущалась во всем. Встретить, угостить, прийти на помощь было правилом. Именно поэтому Куликовы устроили в Питере немало нашей родни – пятерых племянников и племянниц, чьи дети и внуки уже теперь коренные ленинградцы. В гости в Ленинград можно было приехать в любое время, там всегда были рады, впрочем, как и сейчас.
Татьяна Петровна Старостина (Кондратьева) родилась в 1928 году. Тетя Таня закончила фабричное училище и трудилась на фабрике, потом на заводе. Так случилось, что тётя Таня приходится мне родственницей и по маминой линии, и по папиной – двойное родство. Её муж Леонид Павлович - родной брат моего дедушки Николая Павловича Кондратьева. Их дети – Алла и Виктор – мои крёстные.
Эта семья – одна из самых близких нам. Может, потому, что жили они с бабушкой в одной деревне Борисцево, только, как говорили, на другом краю. Бабушкин дом стоял на одном краю деревни над Волгой, а Кондратьевых – на другом, и тоже над Волгой - в удивительно красивом месте! Сейчас, проезжая по мосту, можно хорошо его разглядеть.
Этот дом был почти родным, много дней моего детства я провела с Алей и Витей и их детьми. Душевность, теплота, забота, ощущение близкого родства и защищенности – всё это было в этом доме
Сейчас у Кондратьевых выросли четверо внуков и два правнука. Умерла Татьяна Петровна рано и неожиданно от болезни, которой страдают все женщины в нашем роду – гипертонии, в 1985 году. Это было первое страшное горе, случившееся с близкими мне людьми, я хорошо помню, как переживали в семье.
Павел Петрович Старостин родился в 1930 году. Громкий, резковатый, но добрый и улыбчивый, очень нежный по отношеню к детям, дядя Паша вызывал в детстве противоречивые чувства. У него трудная судьба мальчишки, которому не хватило родительского пригляда и заботы. Но, несмотря на испытания, он сохранил главное – семью, вырастил с женой Риммой сына Сергея и помогал воспитывать внуков Дениса и Владимира. Работал дядя Паша электриком. Грибник, ягодник и рыбак, всю жизнь прожил на родине – в Борисцеве. Последние годы зимой жили с женой в Заволжске. Умер в 2005 году
Екатерина Петровна Старостина (Волкова) родилась в 1932 году. Она была самой младшей и сиротство своё чувствовала наиболее остро.
Сёстры рассказывали, как маленькая она встречала отца с пароходика из Кинешмы (тропинка с пристани проходила мимо нашего дома), подбегала к нему: «Тятя, тятя!», но он равнодушно проходил мимо, а гостинцы раздавал своим новым детям.
Как и многие, наша тётя Катя окончила училище, работала на фабрике, потом на заводе в «синем» цехе до самой пенсии.
У них с мужем Константином родились сын Александр и дочь Ирина. У Саши две дочери и два внука, у Иры - дочь.
Для нас с мамой тётя Катя была очень близким человеком. Настолько, что с ней можно было поделиться самым сокровенным и найти понимание, помощь, она умела радоваться нашим успехам, даже если у самой не все было хорошо. В 2008 году её не стало, осиротели не только её дети, но и мы.
*********************************
Эта семья, осиротев буквально перед самой войной, выжила, война стала следующим испытанием: голод и тяжелый труд. Но они держались вместе, старшие поддерживали младших, а младшие рано становились помощниками, рано узнали, что такое труд. Бабушка заменила маленьким мать, братья и сестры были очень дружными.
Все сёстры Старостины были удивительными женщинами: милыми, женственными, ранимыми, даже обидчивыми, но очень сильными, настоящими хранительницами семейного очага. Воспитываясь без родителей, они выросли замечательными людьми.
Начиная с высокой культуры быта: всегда идеальный порядок дома, чистейшее бельё, замечательная кухня (считаю, что всё это немаловажно) и заканчивая культурой человеческих отношений: они были добросердечны, искренни и справедливы, терпеливы в семейных отношениях, не болтливы, умели хранить тайны, никогда не сплетничали, старались не осуждать. Женщины всех поколений в нашей семье никогда не ругались матом. Как бы сейчас сказали, были очень правильными, даже для своего времени. В детстве мне это всё казалось естественным, а сейчас, уже немного зная жизнь, я понимаю, насколько мало таких людей вокруг.
Они не были очень уж счастливы в браках, но были счастливы своими детьми, в которых видели смысл жизни. Не случайно в нашем роду на редкость близкие и доверительные отношения между матерями и детьми.
Эта семья выжила только благодаря своим силам и стойкости, а также потому, что они были вместе. Они не верили ни в партии, ни в государство, а только в Бога, в свои силы и в свою семью.