Редко когда ремейку удается превзойти популярность своего исходного материала и утвердиться в качестве лучшей версии. Однако бывали случаи, когда это кинематографическое правило нарушалось. Жанр ужасов часто служит отражением преобладающего в обществе настроения, что делает его благоприятным для успешных ремейков, которые можно обновить с разных сторон. Примером может служить фильм Дэвида Кроненберга "Муха" 1986 года. Далеко не просто вторая попытка, версия "Мухи" 1986 года является классикой в своем роде, органично сочетая элементы научной фантастики, ужасов и человеческой драмы. Эта более вязкая адаптация оригинальной истории завоевала такую огромную популярность, что новые поклонники иногда бывают ошеломлены, узнав, что это, по сути, ремейк. (В какой момент в истории Голливуда термин "ремейк" стал клеймом?) Интересно, что история "Мухи" возникла еще в 1950-х годах... на страницах журнала Playboy.
Откуда взялась история "Мухи"?
Подобно многим захватывающим фильмам ужасов, фильм "Муха" возник из области литературы. Ее автором был Джордж Лангелан, интригующая фигура, служившая шпионом в во время Второй мировой войны. (На самом деле, его личная жизнь почти так же интересна, как и его библиография: во время своей шпионской деятельности он перенес пластическую операцию на ушах и подбородке). Оригинальный рассказ был опубликован в июньском номере журнала Playboy за 1957 год. В нем рассказывалось о психологическом ужасе, повествующем о судьбе француженки Элен, которая признается в убийстве своего мужа с помощью гидравлического пресса. Вначале она отказывается раскрыть свой мотив, но проявляет странную привязанность к огромной мухе. По мере развития сюжета читатель погружается в неопределенность, не зная, чему верить. Элен утверждает, что ее муж Андре, ученый-исследователь, изобрел машину, способную мгновенно перемещать материю. Если с неодушевленными предметами она работала безупречно, то при работе с органической материей возникли сложности, что в итоге привело к обмену атомами между Андре, комнатной мухой и домашней кошкой. Слившись воедино физически, воплощая в себе и насекомое, и животное, Андре просит милосердно прекратить его мучения. Элен исполняет его желание с помощью пресса, а затем, поддавшись отчаянию, кончает жизнь самоубийством. Этот рассказ остается самым известным произведением Лангелана, заложившим основу для одного из самых влиятельных научно-фантастических фильмов 1950-х годов.
В 1950-х годах наблюдался всплеск популярности фильмов категории "Б", которые отличались меньшим бюджетом и часто относились к области научной фантастики или ужасов, в них снимались в основном неизвестные актеры. Хотя фильм 1958 года "Муха" не вписывается в эти параметры, он, несомненно, стал одним из знаковых представителей жанра. Фильм, в значительной степени верный оригинальному рассказу, вращается вокруг Элен (в исполнении Патриции Оуэнс), которая пытается рассказать о событиях, приведших к смерти ее мужа Андре (в исполнении Дэвида Хедисона). Эта экранизация остается тесно связанной с исходным материалом, но вносит некоторые изменения. В этой версии Элен выживает до конца, и зрителям показывают муху с чертами Андрэ, которая оказывается на грани того, чтобы быть съеденной пауком. Удивительно, но муха, обладающая сознанием Андре, отчаянно взывает о помощи. При ближайшем рассмотрении логика фильма может оказаться не совсем стройной. Возникают вопросы о том, насколько личность Андре сохраняется в мухе и наоборот, а также о способности мухи-Андре произносить мольбы о помощи, сохраняя при этом человеческое сознание. К счастью, непреходящее наследие фильма позволяет не обращать внимания на эти сюжетные дыры. На самом деле, в контексте многих научно-фантастических фильмов и фильмов ужасов той эпохи, такие несоответствия часто способствуют их общему очарованию. Вид Хедисона, спотыкающегося с протезом головы мухи, просто бесценен, как и присутствие Винсента Прайса, изображающего брата Андре. Неоспоримое наследие фильма "Муха" 1958 года заставляет задуматься: Что может затмить его?
Версия Кроненберга
В 1986 году, когда знаменитый режиссер Дэвид Кроненберг взялся за ремейк фильма "Муха", время было совсем другое. Прошло почти три десятилетия, и общественные страхи претерпели изменения. Нацию охватило поветрие заботы о здоровье, вызванное возникновением кризиса СПИДа. Сцена, на которой будет разворачиваться история, изменилась. Однако Кроненберг хорошо владел искусством превращения страха в кинематографические шедевры. Имея за плечами такие фильмы, как "Сканнеры" и "Видеодром", он знал, как использовать оттвращение в качестве творческого инструмента. Хотя версия фильма "Муха" 1958 года всегда содержала элементы боди-хоррора, они скорее подразумевались, чем явно демонстрировались на экране. Слияние Андре с мухой было показано как почти мгновенный процесс, который привел к его чудовищной форме. На этот раз трансформация будет постепенной, мучительной и бесчеловечной.
Само тело будет подвергаться неустанным метаморфозам. Тем не менее, Кроненберг не был первоначальным режиссером проекта. Он был приглашен после того, как первоначальный режиссер пережил личную трагедию. Кроненберг согласился взять на себя режиссерские обязанности только при условии, что он сможет переработать сценарий. В этой переработанной версии Андре превратился в Сета Брандла, которого сыграл Джефф Голдблюм, неловкого, но обаятельного ученого, изобретающего устройство для телепортации материи. Гендерная динамика также была обновлена, чтобы отразить современный контекст: Элен стала Ронни, которую сыграла Джина Дэвис, бесстрашная научная журналистка. На фоне гудящих неоновых огней и устаревших технологий 1980-е годы оказались более подходящей декорацией, чем временной период предыдущего фильма, и привнесли современную стерильность в окончательное погружение Сета в безумие. После их случайной встречи на вечеринке Сет пытается произвести впечатление на Ронни, демонстрируя способности своей машины к телепортации. Его попытка переместить бабуина заканчивается ужасной трагедией: несчастное существо выходит из машины вывернутым наизнанку, представляя собой гротескную массу обнаженной плоти.
Наглядный ужас теперь не скрывается за ширмой, а смело изображается без компромиссов. Самонадеянность Сета, как и в оригинале, в конечном итоге приводит его к гибели, и через серию знаковых сцен его тело начинает распадаться. Постепенная трансформация в версии 1986 года оказывает большее эмоциональное воздействие, чем в ее предшественнице. Мы содрогаемся, когда Сет насильно удаляет свои размягченные ногти и видим, как его зубы вылетают из разрушающегося черепа. Генетически слившись с мухой, Сет превращается в Брундлфлая, гротескное слияние человека и насекомого. Замечательные визуальные эффекты принесли фильму премию "Оскар", но во многом успех фильма объясняется игрой Джеффа Голдблюма. Его стоическая манера поведения прекрасно контрастирует с отталкивающими протезами, усиливая леденящий душу эффект фильма.
Более того, фильм "Муха" 1986 года глубже погружается в социальные проблемы своего времени, предлагая героине Ронни сделать аборт. В этой обновленной концовке она одновременно прерывает жизнь Сета (как Брундлфлай) и выживает, что отражает изменение ландшафта эпохи.
Как и было обещано, фильм Кроненберга "Муха" представляет собой выдающийся примере бодди-хоррора. Однако фильм добился еще более выдающегося результата - он стал окончательным вариантом этой истории. Многие сиквелы терпят неудачу, поддаваясь соблазну легкой наживы (например, "Один пропущенный звонок"), упуская возможность переосмыслить оригинал (как в "Кабинной лихорадке") или слишком близко придерживаясь исходного материала (как в "Психо" Гаса Ван Сента). Удивительно, но "Муха" сумела избежать этих ловушек. Благодаря захватывающей игре Голдблюма, отмеченным наградами эффектам грима и атмосфере, которая усиливает воздействие фильма, версия "Мухи" 1986 года является, возможно, величайшим ремейком ужасов всех времен.