Вот уже свершилась и в этом году первая поездка. Место, правда, не новое для меня, четыре года назад уже побывал тут. «Тут» - это в Бородино. «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» и все остальное, со школы памятное. Три года назад, как только сняли пандемийные ограничения в Подмосковье, сюда сразу и приехал.
Всей разницы в поездках – тогда был летом, сейчас весной. Летом все ж таки поживописней, хотя золотой осенью или зимой, после хорошего снегопада, возможно, тоже. Зато весной острее чувствуется пробуждение жизни, а именно жизнь – то главное, чем пропитано тут все и навсегда. «Ради жизни»…
В этот раз получилось увидеть больше, чем в первый, хотя сейчас я не ходил по музеям – в прошлый раз посетил два музея, достаточно. В этот раз зато добрался до всех памятников (я так думаю, что до всех). И в монастырь в этот раз попал, а то после пандемии он так и был на замке, светские власти церковным не указ.
Маршрут у меня был тот же, что и четыре года назад, с юга на север, от Минского шоссе до Можайского. И первая точка на маршруте, конечно, Утицкий курган. Вот он живописен и весной, и летом. Летом зелен и красив, весной прозрачно-воздушен. Наверное, это одно из самых живописных место вообще во всем Бородинском комплексе. Все остальные «точки» Бородинского мемориала находятся севернее станции и железной дороги. Наверное, поэтому здесь так безлюдно и спокойно. Тут, как и во многих других местах мемориала, шли бои двух войн. И следы второй войны остались на памятниках первой, и их не стали убирать, и это совершенно правильно.
Да простят меня и предки, и читатели этого дневника, но по большей части я не буду называть те части, которым установлен тот или иной монумент. В основном все монументы установлены в 1912 году, когда отмечалась вековая годовщина тех событий.
Далее, на север от Утицкого кургана, станция Бородино. Здание историческое, позапрошлого века, красивое. За ним следят, но… Четыре года назад оно было все как новенькое, сейчас как новенький только фасад, с тыла осыпается. То ли здание уже старенькое, то ли штукатурят дерьмом… Хотя железная дорога к событиям двухвековой давности отношения не имеет, но общая атмосфера места на вокзале присутствует в полной мере, так что просто проехать мимо и не остановится – будет ошибкой. А если ехать общественным транспортом, электричкой – то вокзала по любому не миновать.
И уже от вокзала на север начинаются памятные места тех событий. Тут, кстати, велосипед будет гораздо удобнее машины, ибо останавливаться на каждом километре, а то и чаще на велосипеде. На машине такие остановки начинают быстро раздражать, а пешком – слишком большие концы получатся. Забегая вперед, скажу – здесь так же популярны конные экскурсии. Лошадь с собой везти не обязательно, конных клубов в округе хватает.
Смотрите сами на фотографии памятников военным частям, их много. Я уже говорил, что не буду указывать названий полков и частей… Кроме одного памятника, который не может не обратить на себя внимание любого любопытного туриста. Это памятник лейб-гвардии Литовскому полку от Московского полка. Про его загадку я расскажу ниже, когда речь дойдет до мемориальных орлов.
Вот так вот, с частыми остановками, напра-налево, двигаясь с юга на север добрался до деревни Семенвская, в которой и можно, и нужно повернуть налево. Там не только уже привычные воинские монументы, но и Спасо-Бородинский монастырь. Монастырь основан вдовой погибшего тут генерала Тучкова-четвертого. Здесь же то, что осталось от Багратионовых флешей. И музей, посвященный работе Льва Толстого над романом «Война и мир». И на территории монастыря тоже военный музей есть. Монастырская стена украшена копиями горельефов Триумфальной арки в Москве (исторически – у Тверской заставы, сейчас – на Кутузовском). Темы горельефов – изгнание галлов. Места вокруг монастыря живописные, и памятников тут достаточно, так что зависнуть тут можно надолго. Среди «адресных» памятников отдельным частям тут выделяется размерами и монументальностью памятник «Благодарная Россия – своим защитникам». Величественно. Не считайте меня зубоскалом, но киношный «железный трон» меркнет на фоне этой колонны из пушек.
Если от монастыря проехать дальше на запад, то попадешь на Шевардинский редут. Еще один знаменитый курган. Стоишь наверху и тебя пробирает чем-то… А спускаешься – и вообще до мурашек. Памятник павшим французам – «Мертвым великой армии». Умеют галлы жути нагнать.
После этого остается только вернуться в Семёновское и продолжить движение на север. Конечно, с остановками. И там – Бородинский музей и напротив него могила Багратиона, батарея Раевского и памятник героям Бородинской битвы, установленный на полвека раньше всех остальных памятников, в середине XIX века. Время идет, вкусы меняются… В очередной раз прошу прощения у предков, у тех, кто ставил этот памятник. Мне (и не только мне) он напоминает гигантскую бутылку кетчупа с золотой ананасной крышкой.
Бородинский музей – небольшой для такого масштабного события. Ну разве что он не единственный, но экспозиции друг друга дублируют. Вспомнился музей на Куликовом поле… Не то, чтобы там была супер-экспозиция. Но зато там супер-здание, ради которого стоит посетить музей. В Бородинском музее больше всего запомнилась зеркальная карта Европы с «прозрачной» Францией, сквозь которую глядит потрясающе качественная голограмма бюста Наполеона. Совсем рядом, на Можайском шоссе находится восстановленный царский путевой дворец, экспозиция которого во многом дублирует экспозицию Бородинского музея – ну разве что чуть попроще и поменьше.
И двигаясь назад по Можайскому шоссе «добираем» оставшиеся памятники – в первую очередь, Кутузову, и еще нескольким частям. Не все расположены в непосредственной близости от шоссе, до некоторых придется прогуляться, но тропки имеются (полцарства за коня, лучше двухколесного!). Последняя моя «точка» Бородинского мемориала – это деревянный знак на месте ставки Кутузова. Оказалась совсем недалеко, в пределах прямой видимости от главного памятника русским воинам.
А теперь о загадке памятника Литовскому полку. Одним из главных элементов большинства бородинских памятников является орел. Где двуглавый, где более естественный… И непременно коронованный (кроме французского). Так вот, на памятнике Литовскому полку три короны, и все они повернуты на 90 градусов! Хотя кресты на них расположены какдолжно. Ни на одном другом памятнике такого нет… А орлы… Обилие чугунных орлов под конец притупляет чувства и настраивает на циничный лад – еще раз прошу прощения у предков.
Ну и маленькое отступление напоследок – как раз в апреле монастырские пруды (их два, один внутри монастыря, второй снаружи) кишмя кишат сползшимися сюда для спаривания жабами. Жизнь кипит и торжествует.