«Лаборатория Касперского» зафиксировала один из первых известных случаев кражи денег из аппаратного криптокошелька. Ранее такие устройства для хранения криптовалют считались самым безопасным и надёжным способом сберечь цифровые активы: поскольку на компьютере ничего не хранится, то если кошелёк физически при тебе, то крипта никуда и не денется, как в случае с обычными монетами и купюрами.
Кошелёк действительно лежал запертым в сейфе владельца и никто физического доступа к нему не имел. Однако с него пропали 1,33 биткойна, что эквивалентно примерно 30 тысячам долларов.
Схема оказалась довольно сложной: изначально злоумышленники покупали аппаратные криптокошельки, которые конструктивно похожи на флешку – вот микросхема памяти, вот контроллер. Затем они разбирали устройство, выпаивали контроллер и меняли его на другой, с модифицированной ими прошивкой и загрузчиком. «Левая» прошивка не имела механизмов защиты, но самое главное – кодовая сид-фраза для доступа к кошельку при его инициализации генерировалась не случайным образом, а псевдослучайным: одна из 20 заранее запрограммированных и известных злоумышленникам. А если пользователь устанавливал дополнительный пароль, то использовался только его первый символ.
То есть, жертва думала, что кошелёк работает как обычно, на самом же деле после первого включения злоумышленники имели полный доступ к кошельку: им требовалось перебрать всего-то 20 вариантов сид-фразы или дополнительно к ней один из 64 возможных первых символов пароля, итого 64х20=1280 комбинаций.
Сейчас в России наблюдается взрывной (двукратный) рост спроса на аппаратные криптокошельки. Это может быть связано с новостями о скором запуске цифрового рубля. Кроме того, растёт недоверие россиян к иностранным криптобиржам из-за усиления санкционных ограничений; хранить «крипту» на бирже ненадёжно, потому что, как говорится, not your keys = not your coins, сторонняя площадка в любой момент может заблокировать вывод средств за «неправильный» паспорт.
По прогнозам аналитиков агентства Brandessence, на аппаратных кошельках во всём мире к 2028 году будет храниться около $1,3 млрд, среднегодовой темп роста составит около 27%.