Воспоминания о 23 августа 2017 г.
Бросаю прощальный взгляд на собор Святого Петра в Вестминстерском аббатстве...
Напротив – знакомое каждому школьнику здание Парламента. Но оно, во-первых, частично в лесах, а во-вторых, огорожено барьерами. Полицейские внимательно смотрят на женщину с фотоаппаратом, то есть на меня...
Ничего не поделаешь: в 2017 г. Лондон подвергся нескольким атакам террористов. Одна была практически рядом – на Вестминстерском мосту и с южной стороны Парламента...
Архитектура и масштабы впечатляют.
Где-то рядом я села на автобус и отправилась в картинную галерею Tate Britain (Тейт Британия).
В интернете чаще пишут о другой галерее – Тейт Модерн. Это музей современного искусства, и он находится на Южном берегу, недалеко от шекспировского театра "Глобус". Интересно, что есть водный маршрут, соединяющий только эти два пункта.
Галерея была основана промышленником сэром Генри Тейтом и открылась в 1897 г. Вход бесплатный, за исключением специальных выставок, а в выходные дни устраиваются бесплатные экскурсии.
Есть магазин, торгующий сувенирами (фотоальбомы, открытки, платки, сумки и футболки с репродукциями экспонатов галереи), а также кафе и ресторан. В ресторане не была, в кафе дорогущие сэндвичи и выпечка – даже англичанин Нил Гейман в романе "Никогде" прошёлся по этим неадекватным ценам.
Я, как водится, заранее изучила план галереи, но некоторые залы оказались закрыты, маршрут сбился, к тому же оказалось, что экспозиция меняется. Поэтому писать буду не обо всём музее в целом, тем более что фотографировать там нельзя. Напишу о самом запомнившемся, проиллюстрирую чужими фотографиями.
Очень современные лица на старинных портретах· Вот этот лорд напомнил мне персонажа фильмов Гая Ричи.
А эта леди – усталую и недовольную буфетчицу. Почему именно буфетчицу? Где я их последний раз видела? А вот такие ассоциации...
Мне кажется, на более поздних портретах нас отвлекает пышность костюма, мастерство в передаче отлива атласа и блеска драгоценностей. А здесь портретное сходство выступает на первый план.
Отдельный зал был посвящён картине Джона Мартина "Великий день Его гнева". Его – это Бога. Перед нами конец света.
Конечно, там экспонировалась не только эта впечатляющая картина. Её окружали другие картины и гравюры, изображающие конец света или реальные катаклизмы, а также эскизы декораций к старым фантастическим фильмам. Я с удивлением узнала забытые "Седьмое путешествие Синдбада" и его же "Золотое путешествие" – кто-нибудь помнит, какое огромное впечатление производил на нас в детстве циклоп, выходивший из пещеры?
А на небольшом экране демонстрировались сами эти фильмы – на тот момент шёл какой-то из 60-х годов про древнегреческих богов: они метали молнии и поднимали бурю на море...
Большой зал посвящён прерафаэлитам. Несколько лет назад мне повезло попасть на шикарную выставку их работ в Пушкинском музее, но, конечно, была рада новой встрече. Увы, меня ждало разочарование: многие полотна повешены очень высоко, да ещё и бликуют, отражая свет ламп. Для утешения таких, как я, в зале лежит альбом репродукций с пояснениями...
Запомнилась эта, не очень знаменитая картина (я её даже в виртуальной Тейт не нашла).
Пока морячок был в плавании, любимую девушку сосватали за немолодого богача. А он пришёл на свадьбу, выпил с горя и поднял тост за невесту. Ей стыдно, жених явно что-то подозревает, гости всё понимают и испытывают разные эмоции. А на переднем плане детишки, которые, возможно, повторят эту историю...
Очень хотелось посмотреть зал работ Уильяма Блейка. Он оказался очень маленьким и тёмным; работы же были в подсвеченных витринах. Большинство оказались очень маленькими, это были не картины, а раскрашенные гравюры или рисунки акварелью, причём фигурки и особенно прорисованные пером лица казались какими-то смешными. Странный всё-таки художник... Вот, например, "Призрак блохи". Блейк уверял, что видел это чудовище во время спиритического сеанса...
Это понятнее. Согласно Библии, восточный царь Навудохоносор свихнулся: ходил на четвереньках и ел траву.
Не буду врать, что видела картину Ричарда Дадда "Мастерский замах железного дровосека". Если и видела, то не могу сказать, что она мне понравилась. Творчество душевнобольного, что поделаешь. Упоминаю здесь об этой картине только потому, что в честь неё назвал свою песню Фредди Меркьюри... Собственно, это такое "сочинение по картине"...
Часть картин находилась на выставке, посвящённой творчеству "квир-персон", то есть всяких секс-меньшинств. Выставка была платная, к тому же мне всё-таки странно, что творчество рассматривается исключительно с этой точки зрения. Поэтому я на неё не пошла. Зато полюбовалась фотовыставкой о жизни чернокожих Лондона в 1960-е годы. Ну что: люди как люди. Работали, в магазины ходили, дети на улицах играли. Есть откровенная нищета, есть явно очень богатые, роскошно и модно одетые, выходящие из дорогих автомобилей – возможно, какие-нибудь известные музыканты тех времён. Определённо запомнилась только одна фотография: две немолодых и о-очень некрасивых белых дамы сияют от счастья, сидя за столом ресторана с двумя молодыми неграми. Как говорится, комментарии излишни...
А вот о чём жалею – что не пошла в отдельный корпус, где выставлены работу Тёрнера. Изумительный был пейзажист. Сейчас смотрю на его работы в интернете и вздыхаю...
Но я на тот момент уже устала. Поэтому, выйдя из галереи, посидела на скамеечке, полюбовалась пейзажами.
Скамеечки неподалёку были такие:
По-моему, даже фотография передаёт холод металла. Поэтому народ сидит в основном на таких деревянных скамьях:
А вид открывается вот такой, на мост Воксхолл:
С другой стороны от моста комплекс зданий МИ-6 – Секретной разведывательной службы МИД Великобритании, (Military Intelligence, MI6). Той самой, где служит бессмертный и вечно молодой Джеймс Бонд. Да он там, по-моему, по территории как раз проходил...
В поисках автобуса я немного прошлась. К сожалению, не выяснила, кого изображает памятник на углу. Кажется, это просто скульптура, а рядом находится какая-то балетная школа.
А потом я отправилась в Британскую библиотеку.
В интернете встречается устаревшая информация о том, что Британская библиотека находится в Британском музее. Материалы иллюстрируются фотографией большого круглого зала.
Круглый зал действительно находится в музее. Читателем там был, между прочим, В.И.Ленин – где-то даже хранится его читательский билет...
Но с 1997 г. настоящая Британская библиотека находится в специально для неё построенном здании по адресу Юстон-роуд, 96, между вокзалами Юстон и Сент-Панкрасс.
Ориентир – вот эти красивые готические башенки «Мидленд Гранд Отель» (он находится на знаменитом вокзале Кинг Кросс). Работает библиотека ежедневно. Вход свободный, в том числе в Галерею Сокровищ – на выставку редких и старинных книг.
Здание библиотеки необыкновенное, напоминает корабль, даже с круглыми "иллюминаторами". Перед ним просторный двор.
Скульптура работы Эдуардо Паолоцци, сделанная по рисунку У.Блейка. Изображает Ньютона. Причём если на гравюре Ньютон имеет странную мускулатуру, то современный скульптор вообще наделил его каким-то хитиновым панцирем, как у насекомого. И вместо ноги у него как будто протез...
Да и ладно, бог с ним, с современным искусством! Меня ждала Галерея сокровищ – собрание старинных редких книг и рукописей, где находятся:
· «Алмазная сутра» – вторая в мире печатная книга (868 г.); иногда пишут, что первая, но нет, первая – ксилография Ушниша Виджая Дхарни сутры, датируемая примерно 704—751 гг.
· единственная в мире рукопись «Беофульфа»
· Два экземпляра «Библии Гутенберга» (первая печатная книга в Европе);
· Две копии «Великой хартии вольностей" 1215 г. -- того самого года, когда она была составлена и подписана;
· 347 страниц Синайского кодекса – второй по древности рукописной Библии на греческом койне 4 века (приобретён, кстати, у Советского правительства);
· Журнал капитана Кука
· Дневник полярного исследователя Роберта Скотта
· Рукописи Леонардо да Винчи.
Особенно меня волновал «Беовульф».
Древнейшая эпическая поэма на английском (древнеанглийском) языке (VII-VIII вв.). Сложенная ещё в те времена, когда англы и саксы жили на материке, на территории Дании, и сохранившаяся в единственном списке XI века. Гениальный памятник культуры. Представьте, что у нас в России сохранился бы хоть один экземпляр «Слова о полку Игореве» и на него можно было бы взглянуть!
Вхожу в холл, просторный и светлый. Никаких указателей, ведущих в Treasures Gallery, не вижу. Немного поплутав, я сунулась в зал, где велась запись в библиотеку, и, поймав приветливый взгляд одной работницы, спросила у неё дорогу. Она начала было объяснять, но потом сорвалась с места и повела меня сама. Приятная женщина средних лет в очках, она говорила что-то вроде: «О, Галерея Сокровищ! Конечно, это такое место, которое нужно посмотреть!» Я подумала: да, библиотекари всех стран похожи друг на друга. Сколько среди них таких восторженных энтузиастов, обожающих свою работу и книги, радующихся заинтересованному посетителю, готовых броситься на помощь…
Кому интересно: Галерея Сокровищ находится налево от главной лестницы на втором этаже (по-английски – на первом, т.к. ground floor, разумеется, не в счёт).
И вот неприметная дверь, а за ней тёмное и прохладное помещение. Темно и прохладно, чтобы не пострадали книги. Светятся только витрины с экспонатами. Людей довольно много, но толпы нет.
Система экспозиции осталась мне не очень понятна: вроде бы хронологическая, но в то же время «по странам». Но так как зал, повторю, небольшой, ничего не пропустите.
Вот только ни «Беовульфа», ни «Алмазной Сутры» я не увидела...
Я видела много старинных и прекрасных книг – китайских, тибетских, японских, еврейских, армянских… естественно, европейских, в том числе славянских. Великолепная японская (кажется) книга на длинном свитке шёлка – по сути дела, картина с подписями, которую можно рассматривать долго-долго. Великой Хартии Вольностей отведена отдельная комната, где монитор в углу показывает фильм о ней и обстоятельствах её создания, а вы можете послушать (в наушниках) ещё три лекции учёных мужей об этом документе. (Напомню, что в церкви Тамлиеров тоже была выставка, посвящённая Великой Хартии).
Но я не увидела того, что меня так манило в Британскую библиотеку. И не увидела даже никакой таблички, которая извещала бы о том, что драгоценный экспонат находится на реставрации, или на изучении, или на выставке… Ни-че-го!
Пытаясь компенсировать утрату, я разглядывала другие экспонаты, но они меня не радовали. Вместо обещанной «долговой расписки Шекспира» и Первого фолио (первое издание произведений Шекспира, изданное после его смерти друзьями) я обнаружила лишь рукопись какого-то параноика, который считал Шекспира причиной всего мирового зла, о чём, собственно, и писал. Равноценная замена, не правда ли?
Когда я дома представляла, как окажусь рядом с «Беовульфом», у меня заранее наворачивались на глаза слёзы.
Когда я выходила из Галереи Сокровищ, слёзы тоже были близко. Но это были слёзы обиды и разочарования.
Я раздражённо отметила выставку книг, посвящённую столетию Октябрьской революции («Да что они там знают? Всё враньё!») и выставку, посвящённую борьбе геев за свои права («Ну конечно, вот они, ваши культурные ценности!»).
Глотая слёзы, я посидела на скамейке во дворе. Я устала и ничего не хотела. Поэтому даже красивый вход на территорию библиотеки сфотографировала лишь «с изнанки», что, думаю, символично: она же повернулась ко мне задом!
Сейчас думаю, что не следовало так огорчаться. Но тогда я была совершенно выбита из колеи. Я вернулась в отель – и так закончился мой третий день в Лондоне.
Но впереди был Дублин!
Поэтому не теряйте меня, через недельку выйдет следующая статья!
А пока ставьте "лайки", пишите комментарии!