Современные выпускники школ незаслуженно обделяют физику своим интересом. Хотя предмет открывает большие перспективы в будущем, считает доцент кафедры «Газовая динамика» и замдиректора института высокоточных систем (ИВТС) имени В. П. Грязева Татьяна Молодцова.
Проблема, по ее словам, связана со сложностью самой дисциплины, которые могут отразиться на результатах ЕГЭ, и недостаточным разнообразием учебного процесса, вызванным нехваткой часов.
“В школах дают только азы, упор — на задачах. А многие задачи не любят. Чтобы полюбить — нужно знать и теорию. Также мало часов, не хватает времени для практических и лабораторных занятий”, — говорит она.
Молодцова уверена, увеличив учебные часы по физике, у преподавателей было бы больше времени на практические занятия. Это могло бы вызвать больший интерес учеников. Ну и, конечно же, многое зависит от самого учителя, насколько он сможет разнообразить сам процесс.
“Молодежь абсолютно разная, и для каждого ученика нужно иметь индивидуальный подход”, - отмечает она.
К этим выводам преподаватель пришла на личном опыте. Пять лет она проработала в школе учителем физики. Сегодня эти навыки позволяют ей не только понимать проблему изнутри, но и строить на основании этого работу по профориентации в вузе.
Как пояснил директор ИВТС Александр Чуков, для работников вуза важно привлечение таких абитуриентов, которые были бы заточены под интерес к выбранной специальности. Сегодня, констатирует он, молодежь более динамична и довольно рано начинает осознавать, кем хочет стать не через 20-30 лет, а уже через пять.
“То есть у ребят уже другие масштабы линейки времени. И здесь Татьяна Викторовна взяла на себя миссию — получила дополнительное высшее образование и работала в школе, чтобы понять настроение современного абитуриента. Потому что профориентация — крайне необходима. Нам не нужны просто абитуриенты, нам нужны люди с горящими глазами. Пусть им не хватает знаний — мы их добавим. И вот отбор на предварительной стадии, начиная с 7-8 класса и понимание сути абитуриента, очень здорово помогает нам в конечном счете определиться, каким образом вести профориентационную работу”, — пояснил Чуков.
Эта работа помогает привлекать выпускников в вуз и, соответственно, — поддерживать важные отрасли, как региона, так и страны, высококвалифицированными инженерами.
В институт высокоточных систем имени В.П.Грязева ежегодно только на бюджетные места поступает 300 человек. Однако сделать это без знания физики будет сложно. Зато перед выпускниками открываются большие перспективы.
В частности, — оборонно-промышленный комплекс. Как отмечает докторант кафедры «Газовая динамика» Ольга Чукова, на этих предприятиях работают многие выпускники вуза и некоторые из них получают заслуженные награды.
Так, например, лучших помогает определить Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Ежегодно для этого оно проводит несколько выставок. В Тульской области его как раз и возглавляет Ольга Чукова.
По ее словам, эти мероприятия поддерживают правительство региона, союз машиностроителей и предприятия ОПК. Они являются хорошей площадкой, как для начинающих изобретателей, так и опытных специалистов. В них участвуют вузы региона, школы, центры дополнительного образования и руководители предприятий.
“Молодежь предлагает много идей, они связаны с навигацией, искусственным интеллектом. Тренажерная тематика очень активно развивается, привлекает и молодежь, и оборонные предприятия. В прошлом году у нас в университете была открыта кафедра “Тренажерные системы и комплексы”, — говорит Чукова.
Она отмечает, что благодаря таким мероприятиям молодежь видит к чему надо стремиться, какие разработки уже имеются у более опытных изобретателей. В то же время у молодых людей встречаются интересные идеи, к которым проявляет интерес и региональное правительство, и даже Министерство обороны.
Помимо ВОИР ежегодно лучших инженеров выбирает Союз научных и инженерных общественных объединений Тульской области (Союз НИОТО). Руководит им Александр Чуков, а вице-президентами организации являются Татьяна Молодцова и Ольга Чукова.
Таким образом в регионе популяризируют достижения изобретателей и инженеров, демонстрируя начинающим их коллегам перспективы отрасли, которые были бы невозможны без физики.