Найти тему

Рост незаконных продаж никотиносодержашей продукции подросткам

Глава 1: Классификация и правила продажи НСП. 

1.1. История появления в России и характеристика видов НСП. 

 Никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу. [1]

   Табачные изделия - продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья. К ним относятся сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия. [2]

   Табак впервые появился на Руси при Иване Грозном.  Его импортировали английские купцы.  Курение ненадолго приобрело популярность среди знати. В царствование императора Михаила Федоровича Романова табак был официально запрещен. В 1634 году был принят Царский указ вырывать ноздри курильщикам и продавцам табака.  «Рецидивистов» обезглавили.

  Разрешение на свободную продажу и курение табака было получено в 1705 году при Петре I, который был поклонником европейского стиля жизни.

  Своим указом от 31 июля 1762 года императрица Екатерина Великая восстановила свободную продажу табака.

  В 1914 возникла первая крупная российская табачная монополия, Санкт-Петербургское Торгово-Экспортное Акционерное Общество. [3]

 Табак для кальяна - вид курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием кальяна и представляющего собой смесь резаного или рваного сырья для производства табачных изделий с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов. [4]

  В XVI-XIX веках Кавказ был близок к Персии не только географически, но и культурно, и религиозно. Благодаря налаженным торговым путям и культурному обмену кальян попал из Персии на Кавказ, сразу же завоевав популярность. Солдаты, участвующие в военных действиях по оккупации Кавказа и регионов Средней Азии, тесно общались с местными жителями, которые активно курили кальян. Затем военнослужащие увозили с собой на родину различные товары, в том числе кальяны. Но частое курение кальяна было невозможным, тогда в Российской империи действовали ограничения, связанные с выращиванием и употреблением табака.[5]

  Никотинсодержащая жидкость - любая жидкость с содержанием никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, а также жидкость без содержания никотина или с его минимальным содержанием менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина. [6]

 Первые патент на электронные сигарет зарегистрирован в 1963 году, но как таковая она появилась 8 февраля 2004 года в Гонконге. Ее создателем стал китайский фармацевт Хан Лик. В этом момент стартовало производство девайсов и распространение их на американских, а затем и Европейских рынках. 

 В России тенденция на электронные сигареты так же быстро приобрела популярность. Уже в 2009 году наблюдалось сокращение доли курящих обычные сигареты. С годами все больше людей предпочитали устройства, испаряющие жидкость, и уже в 2015 году общий объем рынка составил около 8 миллиардов рублей. В 2016 году появилось понятие вэйпинг (от «vape» - парение). 

Такой интерес, новый способ доставки никотина в организм, был вызван многими причинами. Во-первых, запрет курения в общественных местах, так курильщики нашли способ обходить закон и могли использовали устройства в любом месте, однако в государственной думе сразу появилось предложение о запрете, которое вступило в силу 30 октября 2020 года. Второй причиной перехода на электронные сигарете послужил миф, что они не так вредны для человека, в отличии от обычных сигарет. Сейчас же многим исследования подтверждают, что это совсем не так. В состав жидкостей входит множество веществ, которые негативно влияют на здоровье. В-третьих, считается что новомодные девайсы помогают избавиться от никотиновой зависимости, что действительно можно считать правдой, но лишь при правильном подходе. Следующей причиной распространения являются многообразие вкусов, которые на данный момент бывают самыми различными, начиная с кофе и заканчивая разнообразными десертами, и вариаций под-систем, имеющие множество форм и размеров, на любой вкус. Отсутствие едкого сигаретного запаха и вкуса, а также «жжения» в горле, играет немалую роль при выборе потребителей. [7]

 Табак сосательный (снюс) - вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов. [8]

  Снюс представлен в России с 2004 года. Несмотря на попытки запрета снюса (запрет всех видов некурительного табака был предусмотрен представленным к первому чтению вариантом табачного закона зимой 2012/13 года), он продолжал продаваться. В РФ запрет на эту форму сосательного табака был введен в 2015 году. Однако его до сих пор продолжают ввозить в страну под видом жевательного табака и свободно продают в интернете и других торговых точках в разных городах страны. [9]

1.2 Действующий закон о продажи никотиносодержащей продукции несовершеннолетним подросткам. 

 Закон — это официальное правило, установленное государством и регулирующее какую-либо сферу общественной жизни, которое все должны соблюдать. [10]

  На данный момент на территории Российской Федерации действует закон о запрете продаж табачной и никотиносодержащей продукции несовершеннолетним, а также запрет вовлечения детей в процесс потребления данной продукции путем покупки для них или передачи никотиносодержащей продукции, предложения либо требования употребить ее.

  Если ли у продавца возникают сомнения в совершеннолетии покупателя, он обязан потребовать у него документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя. 

  Продавец обязан отказать в продаже никотиносодержащей продукции, если документ удостоверяющий личность покупателя и его возраст, не предоставлен.  

 Не допускается потребления любой никотиносодержащей продукции несовершеннолетними

(Федеральный закон от 31.07.2020 N 3030-ФЗ)

Глава 2: Анализ качества контроля за соблюдением закона о продаже НПС по данным опроса. 

В рамках нашего проекта мы провели опрос среди учащихся 9-11 классов. на тему "Употребляете ли вы НСП и каким способ приобретаете?"

Возрастная категория: лица достигшие 15-17 лет

Количество вопросов: 6

  1. «Сколько вам лет?» 15/16/17
  2. «Употребляете ли вы никотиносодержащую продукцию?» Да/Нет
  3. «Какую продукцию вы употребляете?» Сигареты/Электронные сигареты/Кальянная продукция/Жевательный табак(снюс)
  4. «Как вы приобретаете никотиносодержащую продукцию?» Сам(а)/Прошу купить у прохожих/Через совершеннолетних знакомых/Интернет магазин
  5. «Знаете ли вы о ситуациях, в которых продавец получал наказание за незаконную продажу никотиносодержащей продукции?» Да/Нет
  6. «Можете ли вы предложить решения проблемы, связанной с распространением никотиносодержащей продукции?» 

2.1. Анализ числа курящих. 

По ходу анализа мы выявили, что процент курящих подростков составляет около 54%. Так же нам удалось выяснить, что самым популярным видом НСП являются электронные сигареты и процент их потребления 61,6% от общего числа курящих. Следующим по частоте использования стали сигареты - 22,4%. Однако мы узнали, что в данный момент жевательный табак полностью утратил свой ажиотаж и никто из опрошенных не употребляет этот вид НСП. А вот кальян все ещё востребован в кругах несовершеннолетних и употребляется около 16% от курящих.

2.2. Выявление неправомерного поведения продавцов относительно закона о продаже НСП.

Респондентам был задан вопрос о способах покупки НСП. Самым распространенным методом является самостоятельное приобретение - 51,22%. Из этого можно сделать вывод, что большинство продавцов халатно относятся к «Федеральному закону о продаже НСП несовершеннолетним» и пренебрегают обязанностью проверки документов у покупателей. Но существуют и другие способы покупки, которые так же пользуются популярностью, например, с помощью совершеннолетних знакомых - 29, 3% или с помощью прохожих - около 9%. В этом случае нарушителем закона является человек, согласившийся на оказание услуги. С приходом новых технологий и жизни в условиях карантина, востребованность получил способ приобретения через интернет-магазин. Он так же набрал более 9%.

2.3. Причины роста продаж НСП несовершеннолетним.

Мы считаем, что причиной распространения электронных сигарет среди подростков является большой ассортимент: множество вкусовых добавок, различные упаковки, которые привлекают внимание своей яркостью. Не теряют и популярности обыкновенные сигареты за счёт увеличения объёма контрафактов и контрабанд. Такая продукция доступнее по цене и не имеет инструментов контроля продаж. Так же не малое значение имеет общество, которое окружает подростка. Попадая в компанию сверстников, в которой пропагандируется девиантное поведение, подростки перенимают их «вредные привычки». 

2.4. Варианты улучшения контроля продажи НСП.

В конца опроса нами было предложено дать респондентам возможность высказать свои идеи по усовершенствованию закона о продаже НСП. Как и предполагалось, многие подростки не осознают глобальность проблемы распространения НСП и не считают нужным что-то менять. Так же у опрошенных сформировалось мнение, что невозможно повлиять на нарушение закона и рост продаж. 

В рамках нашего проекта мы приняли решения представить свои методы борьбы с незаконной продажей. Мы изучили, какие способы контроля существуют в других странах. Наиболее актуальными для России нам показалась продажа никотиносодержащей продукции в одинковых упаковках, которая применяется в Великобритании. Исследование показало, что стандартизированная упаковка сделает ее менее привлекательной, а предостерегающие надписи будут более заметными. Преобладающий темный цвет, по замыслу правительства, выглядит менее привлекательно, чем белый, и сам по себе предупреждает об опасности. А также уменьшение вкусовых ароматизаторов, которые присутствуют в жидкостях для вейпов и электронных сигарет, ведь как уже было сказано, вкусовое разнообразие привлекает молодых людей. 

Помимо изучения мер борьбы в других странах, мы хотим предложить свои варианты сокращения распространения НСП среди подростков. Первым способом является сокращение числа мест, где можно приобрести НСП. Благодаря карте торговых точек города Тулы, мы выявили около 500 табачных магазинов вместе с вейпшопами, не считая крупные торговые сети и небольшие торговые палатки. По данным переписи в городе проживает более 25 тысяч подростков. Таким образом получается 50 человек на один табачный магазин. Поэтому мы предлагаем уменьшение количества данных магазинов,  например, путем закрытия мелких ларьков, которые сложно контролировать, из-за их огромного количества. 

Вторым, но не менее важным способом остановки роста продаж НСП подросткам, является проведение регулярных рейдов органами по охране общественного порядка. Продажа НСП несовершеннолетним является административным правонарушением, которые влечет за собой штраф, осуществление проверок сократит количество продавцов, не  соблюдающих Федеральный Закон. 

Третий, предложенный нами метод, представляет собой запрет продаж НСП оптом, а только розничная продажа. Это будет препятствовать открытию новых мелких магазинов.

В заключение мы можем сказать, что рост незаконных продаж НСП подросткам только увеличивается. Благодаря увеличению точек продаж и разнообразию видов и вкусов, НСП все больше популизируется среди подростков, тем временем, как продавцы, не понимая своей ответственности, безоговорочно продают несовершеннолетним свои товары