«Чем больше у нас опций на выбор, тем меньше мы довольствуемся принятым решением».
Логически кажется, что чем больше перед нами вариантов выбора, тем лучше для нас ведь маркеты с большим ассортиментом, нравятся нам больше мелких магазинчиков. Когда предложений по поводу развития карьеры много, нам кажется, что мы обязательно сделаем хороший выбор.
Однако психологи Шина Айенгар и Марк Леппер доказали обратное. В рамках эксперимента, исследователи предлагали одной группе гурманов, пришедших в магазин, бесплатно выбрать один из 6 разных видов джемов, другим — один из 24. Результаты исследования показали, что 30% людей, которые выбирали из шести вариантов, остались довольны своим выбором. Но из тех, кому пришлось выбирать одну банку подарочного джема из 24, довольными остались лишь 3%.
Этот феномен выявил психолог Барри Шварц. Для того, чтобы ощущение, что все идет правильно, не покидало вас, он рекомендует искусственно ограничивать количество опций. Это также объясняет, почему пользователи техники Apple довольны ею больше, чем пользователи гаджетов на Android. Или почему те, кто ходит за продуктами в небольшие продуктовые ларьки, ощущают себя более удовлетворенными, ежели посетители огромных гипермаркетов.
Таким образом, больший выбор не делает для людей процесс самого выбора проще. В то же время отсутствие выбора отнимает у них часть свободы, которая как им кажется, у них есть.
Благодарю за внимание!