В 1895 году Николай II привел в Зимний дворец молодую супругу и поселился с ней почему-то в мемориальных покоях (естественно после ремонта и обновления) своего прадеда Николая I.
При этом спальня молодой царской четы была обустроена прямо в бывшей спальне Николая I и его супруги. И даже кровать правнука стояла на том же самом месте, что и кровать его прадеда.
Сейчас уже невозможно однозначно сказать, почему Николай II выбрал именно эти комнаты для собственной "квартиры". Но после того, как в 1860 году ушла из жизни вдова Николая I, тоже Александра Федоровна (урожденная принцесса Прусская), в этой части Зимнего дворца никто не жил почти 35 лет.
Более практичный человек может сказать, что Николаю II всего лишь понравилось расположение комнат его прадеда.
Может быть, и так. Но в Зимнем дворце было множество других жилых помещений. Зачем нужно было вселяться в мемориальные?
В этом решении Николая II можно увидеть и мистическое желание укрепить свой дух за счет места, которое еще "помнило" волевого и упрямого Николая I.
С точки зрения нашего времени, когда спальни оформляют как правило в более сдержанных и спокойных тонах, спальня Николая II и Александры Федоровны была довольно красочной и жизнерадостной.
Нижняя часть стен в царской спальне была отделана панелями из карельской березы, а верхняя обтянута кретоном с ярким рисунком: "по белому фону красные цветы с зелеными листьями".
При этом сама кровать была обита ситцем со светло голубым орнаментом. Может показаться несколько странным, но к особенностям внешнего вида кровати Николая II И Александры Федоровны приложила руку сестра императрицы Елизавета Федоровна.
На полях этого эскиза супружеской кровати видны пометки, сделанные рукой Елизаветы Федоровны: "спинка кровати обита гладко" и "ситец без складок".
После 1917 года вся обстановка спальни царской семьи была утрачена.
Но в настоящее время в Зимнем дворце сохранился общий объем комнаты и колонны алькова, по которым можно легко определить место, где когда-то стояла царская кровать.