Ровно 82 года назад, 15 мая 1941 года, Генеральный штаб Вооружённых Сил СССР предложил Сталину новый вариант плана по отражению возможной агрессии фашистской Германии против Советского Союза. Этот вариант предусматривал упреждающий удар по германской армии и впоследствии стал своеобразной «притчей во языцех». На ее основе некоторые исследователи делали далеко идущие выводы чуть ли не об оборонительных действиях Гитлера летом 1941 г. Так ли был зловреден Сталин, и каково место в истории у варианта плана, представленного 15 мая, — читайте в нашем сегодняшнем материале.
Тучи новой большой войны сгустились над миром не в миг. В Советском Союзе еще с весны 1940 года шла серьезная работа по разработке плана действий Вооруженных Сил на случай агрессии Гитлера. Такие планы, как и руководство Генштаба в предвоенные годы, неоднократно менялись и, наконец, в мае 1941 года Сталин получил «на стол» проект документа, в котором, среди прочего, рассматривалась возможность первого удара.
Упреждающий удар по германской армии предусматривался в тот момент, когда та находилась бы еще в стадии развертывания и не успела бы организовать фронт и взаимодействие родов войск. В соответствии с этим планом основные силы СССР планировалось развернуть на Киевском направлении. Предусматривалось, что Красная Армия на встречном движении, а еще лучше превентивным ударом, разгромит главные силы немцев и к 30-му дню операции овладеет территорией бывшей Польши и Восточной Пруссии, отрежет Гитлера от южных союзников.
Появление в плане возможности первого удара, ранее на высшем уровне не рассматривавшейся, не должно сильно удивлять. К тому времени на границах Советского Союза уже практически была развернута немецкая военная машина, что не вызывало у наших военных сомнений в скором вражеском ударе. Тем более, совсем недавно,5 мая 1941 г., на торжественном приеме в честь выпускников военных академий Сталин, задетый излишне миролюбивым тостом, в эмоциональном порыве предложил «выпить за войну, за наступление в войне, за нашу победу». Высшим военным руководством это было воспринято как сигнал.
Впрочем, то, что СССР реально готовился к упреждающему удару, — совершенно не соответствует реальности. Озвученный вариант плана был лишь одной из его рабочих версий и даже не имел подписей наркома обороны (С.К. Тимошенко) и начальника Генштаба (Г.К. Жукова). Самое же главное, что И.В. Сталин его после рассмотрения отверг. Дело в том, что предложенный вариант, хотя и имел определенную логику в глазах военных специалистов, с политической точки зрения ставил бы СССР в крайне тяжелое положение. Страна переходила бы в ранг агрессора, да и с Германией ей пришлось бы сражаться без надежды на значительную помощь со стороны. Все это — в дополнение к не самым позитивным на тот момент отношениям Москвы с Лондоном, недавними боевыми действиями Красной Армии на территории Финляндии и Польши.
Анализ майских директив Генштаба также показывает, что наступательных задач военным округам перед войной не ставилось. Напротив, допускалась возможность отступления войск, ставились задачи минирования и подрыва некоторых объектов, эвакуация населения. Главной задачей армий прикрытия было удержание пограничного рубежа с параллельной мобилизацией сил и последующим сокрушительным ударом.
Таким образом, рассмотренный нами документ — лишь один из вариантов плана, отвергнутый в в ходе разработки руководством страны. Еще один взгляд на проблему, не повлекший за собой конкретных действий.
Другое дело, что вопреки всему масштабному предвоенному планированию в СССР, начало войны оказалось совершенно не таким, каким его представляли в Генштабе и правительстве. Не соответствовало оно ни «оборонительному», ни «наступательному», ни какому бы то ни было еще всерьез рассматриваемому сценарию. Как так получилось — большой вопрос. Здесь и ошибки высшего военно-политического руководства, и отсутствие уверенности в самой возможности нападения Гитлера (не говоря уже о его конкретных датах), недооценка потенциального противника и, напротив, переоценка сил собственных Вооруженных Сил, в которых после недавнего значительного увеличения численности не хватало подготовленных командиров, — много объективных причин, которые можно перечислять и дальше.
Слава тем бойцам и командирам, начальникам и высшим руководителям, многочисленным труженикам тыла, которые смогли исправить многие ошибки предвоенного (и не только) периода и в итоге добились Победы! Будем же помнить историю, даже не самые приятные ее страницы, чтобы не остаться в долгу.
---
О предвоенных годах и событиях начала Великой Отечественной войны в нашем музее рассказывает экспозиция залов №8 и №9. Представлены многочисленные предметы истории: награды и личные вещи советских воинов, образцы вооружения и формы одежды того времени, различные фотодокументальные материалы. ЦМВС РФ работает каждую неделю и всегда рад гостям, желающим лучше узнать прошлое своей страны.