Ее называют «одна из самых загадочных женщин ХХ века». Хотя времени прошло не так много и документов должно быть полно. Но документы куда-то таинственно исчезают, а факты или забываются, или неожиданно откуда-то появляются, стараясь втиснуться в общую канву ее жизни.
Племянница Чехова
Ольга Константиновна Чехова родилась 26 апреля 1897 года в Александрополе – небольшом южном городе Российской империи, сейчас это территория Армении. Она была из семьи обрусевших немцев. Ее отец, Константин Леонардович Книппер, был инженером-строителем, а также братом супруги Антона Павловича – Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. У Ольги были старшая сестра Ада и младший брат Лев, в последствии сыгравший большую роль в ее судьбе.
Ольга обращала на себя внимание яркой красотой и длинными ногами. А в разговоре с ней убеждались, что девушка, к тому же, умна и образованна. Она с детства увлекалась театром, имея перед глазами пример тети, и когда девушке исполнилось 16 лет, родители, вняв ее уговорам, отправили девушку в Москву – к тете Оле.
По совету тети, Ольга поступила в студию при Художественном театре. Она с головой окунулась в театральный мир и ее даже заметил Станиславский, благодаря которому она появилась, пусть в небольших ролях, в спектаклях по пьесам дяди - «Вишневый сад» и «Три сестры». Но ее «роман с театром» длился недолго – его вытеснил другой роман.
Ольга и раньше была знакома с племянником Антона Павловича, Михаилом Чеховым. Но он был старше ее на 6 лет и относился к ней как к ребенку. А сейчас он увидел красивую и талантливую девушку. Сам он уже выступал на сцене и был довольно известен для молодого артиста – считался восходящей звездой. Между молодыми людьми начался бурный роман. В 1914 году они поженились, но уже в 1917 году развелись. Правда, успели родить дочь. Инициатором развода была Ольга, а Михаил Чехов тяжело переживал расставание. Ольга не стала менять знаменитую фамилию.
Хотя брак продлился недолго, он дал Ольге очень много: она вращалась в среде Художественного театра, дружила с сыновьями Станиславского и Качалова, к ней с интересом относились Станиславский-отец и Немирович-Данченко, она была знакома с Горьким и Вахтанговым. Она часто была на спектаклях Художественного театра и Первой студии и видела, как окружающие ценят талант ее мужа и ее тети, которую она просто боготворила.
В 1920 году Ольга получила от А. Луначарского разрешение на поездку в Германию на полтора месяца. Она поехала для знакомства с немецким кинематографом, который в то время был лучшим в мире, и прохождения практики. В Россию Ольга не вернулась.
Жизнь в Германии
Поначалу было тяжело, но революция, гражданская война, голод научили ее многому. На немецком она разговаривала с выраженным русским акцентом, поэтому рассчитывать на карьеру актрисы было сложно. Она выступала в маленьких, малоизвестных театрах. Чтобы выжить, ей пришлось даже заняться вырезанием шахматных фигурок для продажи.
Но ей повезло – яркую и красивую блондинку с голубыми глазами заметил один немецкий режиссер и предложил ей роль в немом кино. Это была роль баронессы в фильме «Замок Фогелед».
Успех был сногсшибателен – карьера Ольги резко взлетела вверх. А вместе с ней – ее благосостояние. Сменилось окружение, появились новые, очень интересные знакомые, поездки в Париж, Ниццу. Ее звали в Голливуд, но она писала тете в Россию:
«Зовут в Америку, но я не поеду, не могу я среди людей без сердца и души работать».
Хотя она, все-таки, снималась в Голливуде, где работала с Чарли Чаплином, Гэри Купером, Кларком Гейблом. Она сделала головокружительную карьеру, став звездой немецкого кинематографа. Но не забывала и о главном увлечении – театре.
К Западу Ольга привыкала долго, скучала по России. Ждала с нетерпением, когда приедет кто-либо из знакомых, особенно из артистической среды. Радовалась приезду в Германию Немировича-Данченко, Москвина. А в 1923 году к ней приехал брат.
Встреча с братом и новый поворот судьбы
В Советской России у Ольги оставались мать, старшая сестра и младший брат – Лев Книппер. Тоже очень интересная личность. В Гражданскую войну он воевал в составе Белой армии, но потом перешел на сторону Советской республики. Он был альпинистом, народным артистом, композитором и автором песни «Полюшко-поле» - в общем, талантливым человеком. Он свободно владел немецким языком и был завербован НКВД для работы в Германии.
В 1922 году он был отправлен в Германию. Официально – для продолжения музыкального образования. А на самом деле – для встречи с сестрой и ее вербовки.
Вербовка прошла успешно. Но Ольга пошла на это не из-за идейных соображений – она была глубоко аполитичным человеком. Брат ей откровенно сказал: если Ольга не согласится, несдобровать не только ему. Под угрозой также жизни матери и сестры. Ольге некуда было деваться. Видимо, она оказала уже какие-то услуги бывшей Родине. Или ей просто поверили. Но вскоре получили разрешение на выезд ее мать и сестра – событие крайне редкое для тех времен.
Дружба с Гитлером
В январе 1933 года Ольга получила приглашение на прием, который устраивал Геббельс в честь Гитлера, который становится рейхсканцлером. Она вспоминала:
«Перед помещением, в котором сервирован чай, стоит Гитлер в цивильном. Он тотчас же заговаривает о моем фильме „Пылающая граница“, осыпает меня комплиментами. Мое первое впечатление о нем: робкий, неловкий, хотя держит себя с дамами с австрийской любезностью. Поразительно, почти непостижимо его превращение из разглагольствующего зануды в фанатичного подстрекателя, когда он оказывается перед массами. Геббельс... внешне обойденный природой, с трудом передвигающийся человек, явно наслаждается министерским постом и возможностью собрать вокруг себя деятелей культуры».
И Гитлер, и Геббельс были помешаны на кино, они оценили и талант фрау Чеховой, и ее красоту. Перед Ольгой распахнулись двери высшего общества Германии.
Трудно сказать, как ей удалось избежать «особого внимания» и Гитлера, и Геббельса. Она вспоминала:
«От моего взгляда Адольф превращался в простоватого ефрейтора».
Возможно, помогло то, что она благоразумно подружилась и с Евой Браун, и с Магдой Геббельс. Несколько лет они встречались не только на официальных приемах, но и по-дружески. Эти дружеские встречи в основном и использовались Ольгой для сбора информации.
Гитлер благоволил к Ольге, ей было присвоено высшее звание — Государственная актриса Германии. Ей многое прощалось. Она заступалась за впавших в опалу деятелей кино, помогала коллегам-евреям. Ей даже простили то, что она отказалась вернуть немецкую фамилию.
Жизнь после войны
В 1945 году, когда Берлин заняли Советские войска, Ольга Чехова была арестована сотрудниками СМЕРШ за пособничество фашистам. Они были очень удивлены, когда за ней из Москвы прислали самолет. С кем встречалась Ольга в Москве, где жила – осталось неизвестным. Есть информация, что Сталин лично вручил ей орден Ленина.
В Москве Ольга жить отказалась – или было получено новое задание? Через три месяца она уехала в Берлин. Ни с братом, ни с тетей повидаться ей так и не разрешили.
По приказу Берии ей была предоставлена роскошная вилла и приставлена охрана – ее охраняли как от немцев, так и от русских. С ней вместе жили дочь, муж – немецкий врач-гинеколог, домработница и молодой человек, преподаватель физкультуры, моложе Ольги на 16 лет – с ним у нее были близкие отношения. А еще она вела личную переписку с министром госбезопасности СССР Абакумовым.
До 1954 года Ольга Чехова продолжала сниматься, затем открыла фирму «Ольга Чехова - Косметик», которая была очень успешной. Историк разведки и сын генерал-лейтенанта НКВД, Анатолий Судоплатов, полагает, что компания была создана на деньги Москвы и использовалась Ольгой Чеховой для контактов с женами офицеров НАТО.
Информация об Ольге и ее вне артистической деятельности крайне запутана, отличить вымысел от правды трудно, на основные вопросы ответов нет. Как и нет официального ни подтверждения, ни опровержения. Но легендарный разведчик Павел Судоплатов писал:
«Ольга Чехова была бесценным источником информации, ее вклад в успех нашей разведки трудно переоценить».
Ольга Чехова умерла в 1980 году в Мюнхене в возрасте 82 лет. Она снялась в 145 фильмах.
Ее дочь Ада Чехова тоже стала немецкой актрисой и погибла в 1966 году в авиакатастрофе.