Найти тему
Дом винтажной музыки

Год в истории: 1901

Большой зал консерватории
Большой зал консерватории

В апреле этого года состоялось торжественное открытие Большого зала консерватории.

Здание строилось по проекту архитектора В. П. Загорского. От старого дома, построенного на этом месте еще для княгини Е. Р. Дашковой в конце XVIII века, он оставил только знаменитый фасад с полуротондой.

Главное достоинство зала — его превосходная акустика. Именно поэтому уже в том же 1901 году в зале был установлен орган работы мастера Аристида Кавайе-Колля, переданный в дар консерватории железнодорожным магнатом С. П. фон Дервизом.

Открытие сопровождалось обширной концертной программой, в которую входили увертюра к «Руслану и Людмиле» М. И. Глинки, «Франческа да Римини» П. И. Чайковского, «В Средней Азии» А. П. Бородина, увертюра А. Г. Рубинштейна, написанная им на открытие нового здания Петербургской консерватории в 1894 году, и Девятая симфония Л. ван Бетховена.

В этом же году в прославленном оперном театре "Ла Скала" произошло выдающееся событие – впервые в новой постановке оперы Арриго Бойто "Мефистофель" выступил русский певец Федор Шаляпин.

Когда Федор Шаляпин получил телеграмму из "Ла Скала" с предложением исполнить на этой сцене партию Мефистофеля в опере Бойто, певец поначалу решил, что это розыгрыш. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Чтобы театр отозвал свое приглашение, Шаляпин назначил баснословный по меркам тех лет гонорар, в надежде что контракт не будет подписан. Но в театре приняли условия русского баса.

-2

4 октября Ипполит Рапгоф, первый русский продюсер, пригласил Анастасию Вяльцеву записаться на грампластинки. Вяльцева исполнила романсы в студии и выдала подписку в том, что исключительное право на воспроизведение и продажу исполненных ею романсов она предоставляет Рапгофу и обещает не записывать эти произведения у других. Но насколько сильным было удивление Рапгофа, когда он ещё не успел получить готовые пластинки из-за границы, как точно такие же появились в продаже в исполнении Вяльцевой от имени конкурентной фирмы.

Тут же в «Петербургской газете» появилось интервью Вяльцевой, которая утверждала, что предоставила Рапгофу не исключительное право и пела не тождественные, а одноименные романсы.

Рапгоф решил пойти в суд, где оценил свои убытки в 11 тысяч рублей. Правда суд длился долго, но так и закончился ничем.

#домвинтажноймузыки
#фондкультурныхинициатив
#грантдлякреативныхкоманд