Хорошо одетые люди заняты светским разговором, пока рядом с ними истязают молоденькую белокурую девушку. Что за жуть происходит на этой картине Михая Мункачи?
1 апреля 1882 года юная христианка Эстер Шоймоши, жительница венгерской деревушки Тисаэслар, отправилась исполнять поручение своей хозяйки - купить краску. По пути она встретила свою старшую сестру, попалась на глаза другим местным жителям, благополучно купила нужную краску - но в дом хозяйки так и не вернулась.
Родные девушки бросились на поиски. Когда напуганная мать Эстер искала её возле местной синагоги, её служитель Йожеф Шарф попытался успокоить женщину: мол, недавно в одной из деревень пропал маленький мальчик, в его похищении даже обвинили евреев, а мальчик просто-напросто заблудился и довольно скоро нашёлся. Так, по мнению Шарфа, должна была благополучно вернуться и Эстер.
Знал бы он, к чему приведут его слова!..
А вот к чему: мать Эстер зацепилась за идею о похищении евреями, публично обвинила местных деревенских евреев в принесении её дочери в жертву, спровоцировала громкий судебный процесс против них, что стало причиной антисемитских акций и погромов чуть ли не по всей Венгрии. Увы, в те времена многие верили, что евреям требовалась кровь христианских детей для проведения ритуальных обрядов.
За дело взялся судебный исполнитель Йожеф Бари, ярый антисемит. Известно, что полиция подкупала и запугивала свидетелей: их жертвами стали даже юные сыновья Йожефа Шарфа. Под давлением полиции они дали показания, что их отец якобы заманил Эстер в синагогу, где с помощью других фанатиков сделал надрез на её шее, собрал кровь в ритуальный сосуд и затем убил девушку. Многие евреи местной общины были арестованы.
А через два с половиной месяца из реки выловили женское тело в одежде, очень похожей на ту, что была на Эстер в день пропажи. В руке трупа был платочек с пятнами краски - такой же, которую Эстер купила для свой хозяйки. Судебные медики установили, что погибшей было около 18-20 лет, она была проституткой и утонула всего за 8-10 дней до обнаружения тела.
Эта находка спровоцировала новую волну арестов. Следователь Йожеф Бари решил, что арестованные им ранее евреи попросили сообщников убить другую девушку и одеть её в платье Эстер, чтобы скрыть ритуальный характер убийства.
Но обвиняемым повезло: суд согласился на повторную экспертизу трупа найденной девушки. Тело эксгумировали, а провести процедуру согласился выдающийся судебный медик Эдуард фон Гофман, позднее заявивший, что погибшая с большой вероятностью действительно была Эстер Шоймоши. По его мнению, первая экспертиза полностью провалилась с выводами, и утонувшей было не более 14 лет, она не была проституткой и вполне могла пролежать в воде несколько месяцев.
Учитывая давление полиции на свидетелей, отсутствие явных доказательств преступления и заключение Гофмана, суд оправдал всех обвиняемых.
Эти события и вдохновили венгерского художника Михая Мункачи написать картину "Кровавый ритуал". В ней он отразил мнение соотечественников о Тисаэсларском деле - несмотря на вердикт суда, люди отказывались верить в невиновность евреев в смерти Эстер Шоймоши.
_____________________
📌Посетить выставки в Москве: vekarta.ru
Режим работы до 30 июля:
Будни с 12:00 до 21:00
Выходные с 11:00 до 20:00