Найти тему

Страшная история, стоящая за этой картиной

Хорошо одетые люди заняты светским разговором, пока рядом с ними истязают молоденькую белокурую девушку. Что за жуть происходит на этой картине Михая Мункачи?

"Кровавый ритуал", между 1882 и 1887 годами
"Кровавый ритуал", между 1882 и 1887 годами

1 апреля 1882 года юная христианка Эстер Шоймоши, жительница венгерской деревушки Тисаэслар, отправилась исполнять поручение своей хозяйки - купить краску. По пути она встретила свою старшую сестру, попалась на глаза другим местным жителям, благополучно купила нужную краску - но в дом хозяйки так и не вернулась.

Родные девушки бросились на поиски. Когда напуганная мать Эстер искала её возле местной синагоги, её служитель Йожеф Шарф попытался успокоить женщину: мол, недавно в одной из деревень пропал маленький мальчик, в его похищении даже обвинили евреев, а мальчик просто-напросто заблудился и довольно скоро нашёлся. Так, по мнению Шарфа, должна была благополучно вернуться и Эстер.

Знал бы он, к чему приведут его слова!..

А вот к чему: мать Эстер зацепилась за идею о похищении евреями, публично обвинила местных деревенских евреев в принесении её дочери в жертву, спровоцировала громкий судебный процесс против них, что стало причиной антисемитских акций и погромов чуть ли не по всей Венгрии. Увы, в те времена многие верили, что евреям требовалась кровь христианских детей для проведения ритуальных обрядов.

Портрет Эстер, автор неизвестен
Портрет Эстер, автор неизвестен

За дело взялся судебный исполнитель Йожеф Бари, ярый антисемит. Известно, что полиция подкупала и запугивала свидетелей: их жертвами стали даже юные сыновья Йожефа Шарфа. Под давлением полиции они дали показания, что их отец якобы заманил Эстер в синагогу, где с помощью других фанатиков сделал надрез на её шее, собрал кровь в ритуальный сосуд и затем убил девушку. Многие евреи местной общины были арестованы.

А через два с половиной месяца из реки выловили женское тело в одежде, очень похожей на ту, что была на Эстер в день пропажи. В руке трупа был платочек с пятнами краски - такой же, которую Эстер купила для свой хозяйки. Судебные медики установили, что погибшей было около 18-20 лет, она была проституткой и утонула всего за 8-10 дней до обнаружения тела.
Эта находка спровоцировала новую волну арестов. Следователь Йожеф Бари решил, что арестованные им ранее евреи попросили сообщников убить другую девушку и одеть её в платье Эстер, чтобы скрыть ритуальный характер убийства.

Но обвиняемым повезло: суд согласился на повторную экспертизу трупа найденной девушки. Тело эксгумировали, а провести процедуру согласился выдающийся судебный медик Эдуард фон Гофман, позднее заявивший, что погибшая с большой вероятностью действительно была Эстер Шоймоши. По его мнению, первая экспертиза полностью провалилась с выводами, и утонувшей было не более 14 лет, она не была проституткой и вполне могла пролежать в воде несколько месяцев.
Учитывая давление полиции на свидетелей, отсутствие явных доказательств преступления и заключение Гофмана, суд оправдал всех обвиняемых.

Михай Мункачи
Михай Мункачи

Эти события и вдохновили венгерского художника Михая Мункачи написать картину "Кровавый ритуал". В ней он отразил мнение соотечественников о Тисаэсларском деле - несмотря на вердикт суда, люди отказывались верить в невиновность евреев в смерти Эстер Шоймоши.

_____________________

📌Посетить выставки в Москве: vekarta.ru
Режим работы до 30 июля:
Будни с 12:00 до 21:00
Выходные с 11:00 до 20:00