44,4K подписчиков

Как над малышом Альбертом проводили эксперимент? Пугали ребенка, а потом отдали обратно

39K прочитали

Эксперимент над малышом Альбертом до сих приводит в ужас современных психологов. В 20 веке многие исследования отличались своей неэтичностью и опасностью.

Почему эксперимент над малышом Альбертом критикуют все современные специалисты? Поговорим об этом в нашей статье.

Экспериментатор

Эксперимент над малышом Альбертом проводил известный психолог Джон Уотсон. Что мы знаем об этом специалисте? Будущий психолог родился в Америке 9 января 1878 года. Семья Джона была религиозной, поэтому родители запрещали мальчику то, что было дозволено другим ребятам. Джон долгое время не мог самостоятельно принимать решения. Отец и мать не позволяли ему быть самостоятельным. Когда Джону исполнилось 13 лет, его отец бросил мать и ушел к другой женщине. Для подростка такая ситуация стала настоящим ударом. Парень еще долгое время не мог простить своего отца. Джон с раннего возраста увлекался психологией и философией, поэтому после окончания школы поступил на психологический факультет. Джон Уотсон придерживался бихевиорального направления в психологии, он считал, что именно поведение является предметом психологии. Его карьера психолога складывалась удачно, и уже в 1915 году он был назначен президентом Американской ассоциации психологов.

Эксперимент над малышом Альбертом до сих приводит в ужас современных психологов. В 20 веке многие исследования отличались своей неэтичностью и опасностью.

В начале своей карьеры психолог изучал только поведение животных, но его планы были грандиозными. Джон понимал, что его испытуемыми обязательно должны стать люди.

Тот самый Альберт

Джон обратил внимание на своих маленьких детей – дети до 3 лет не испытывают тех страхов, которые присуще детям постарше и взрослым. Малыши не реагировали на гром и спокойно тянули ручки к горящей свечи. Ученый выдвинул предположение о том, что у детей до 3 лет отсутствует рефлекс страха. Он хотел доказать свою гипотезу, но на животных сделать это было невозможно.

Испытуемым Джона стал малыш Альберт, которому на тот момент было 9-11 месяцев. Ученый проводил эксперимент вместе с ассистенткой Розали Рейнер. Где они взяли этого малыша? Неужели его родители согласились отдать свое ребенка в руки экспериментаторов?

Эксперимент над малышом Альбертом до сих приводит в ужас современных психологов. В 20 веке многие исследования отличались своей неэтичностью и опасностью.-2

По одной из версий, малыш оказался сиротой, он рос в приюте, поэтому ученому не составило труда взять Альберта на время для проведения эксперимента. В целом Альберт был здоровым ребенком, он развивался согласно медицинскому графику, хотя был не особо эмоционален ( как все дети - сироты). Воспитатели легко отдали малыша в руки ученого, но поставили условия – через месяц мальчика нужно вернуть.

Другие свидетели эксперимента утверждали, что у Альберта была мать, которая работала в больнице, а сам ребенок имел некоторые проблемы с развитием, поэтому его мать легко согласилась на эксперимент.

Какая версия является правдой, до сих пор неизвестно.

Начало эксперимента

Сначала Джон исследовал эмоциональные реакции мальчика на разные события. Мальчику показывали животных – белую крысу и белого кролика. Помимо этого малышу показали вату, горящую газету и маску Санта-Клауса. Психолог отметил, что на все предметы ребенок отреагировал спокойно. Он не плакал и не капризничал, но проявлял интерес.

Да, начало эксперимента вряд ли кого-то удивит, но следующий этап оказался не таким приятным, как первый.

Джон поставил цель – вызвать у мальчика страх к одному из объектов. Таким объектом была выбрана крыса. Малыша отвели в специальную комнату. Чтобы вызвать страх, ученый решил издавать неприятный звуки за спиной мальчика. Для этого использовали металлическую пластину. Малышу показывали животное, и в этот момент били молотом по той самой пластине, которая висела за спиной у малыша. Ребенок пугался такого громкого звука и начинал громко плакать. Все эти действия психолог повторял на протяжении нескольких дней. Как только ребенок перестал интересоваться крысой, эксперимент приостановили.

Эксперимент над малышом Альбертом до сих приводит в ужас современных психологов. В 20 веке многие исследования отличались своей неэтичностью и опасностью.-3

Примерно через неделю Альберту снова стали показывать все предыдущие объекты. Ребенок на них реагировал спокойно, но как только малыш увидел крысу, он громко заплакал. Джон таким образом убедился, что у Альберта выработался рефлекс на конкретный объект и причиной тому стали неприятные звуки.

Эксперимент не довели до конца

Джон продолжил свой эксперимент. На следующем этапе он решил проверить, как ребенок отреагирует на объекты, напоминающие крысы (кролик, шуба и т.п.). Кролик вызвал у ребенка сильный страх, плачь и крик. Собаку мальчик тоже испугался, но его реакции были выражены слабо. На белую шубу и пряжу малыш также отреагировал со страхом.

Эксперимент над малышом Альбертом до сих приводит в ужас современных психологов. В 20 веке многие исследования отличались своей неэтичностью и опасностью.-4

Затем психолог решил закрепить страхи, которые ребенок испытывал глядя на кролика и собаку. Альберта снова отвели в ту самую злополучную комнату. Как только малышу показывали животных, за его спиной был слышан громкий звук. Ребенок начинал громко плакать и кричать.

У Джона возник вопрос: «Как долго Альберт будет испытывать страх?». Но это выяснить не удалось, ведь через месяц малыша пришлось вернуть в приют. Получается, что эксперимент не довели до конца.

Критика эксперимента

В 1920 году результаты эксперимента были опубликованы в научной сфере. Джон гордился своей работой, но на его удивление другие коллеги не разделили с ним этих чувств.

Эксперимент не был завершен, значит, его нельзя назвать удачным и правдивым. Кроме этого, другие специалисты раскритиковали неэтичное поведение Джона – психолог после проведения эксперимента даже не удосужился узнать, как чувствует себя Альберт. Также появились новые подробности эксперимента, оказывается сам психолог закреплял страх у ребенка. Когда Альберт пытался себя успокоить сам (например, сосал палец), Джон не давал ему это делать.

Получается, что в ходе эксперимента психолог совершил грубые ошибки, поэтому полученные результаты остались без должного внимания коллег. До сих пор данный эксперимент считается одним из самых ужасных в истории психологии.

Новые данные

Психолог Мэри Кавер Джонс заинтересовалась экспериментом Уотсона. Она решила попробовать его методику, но только в другой интерпретации. Мэри работала с детьми, которые страдали от различных фобий (страх темноты, страх животных). Что делала Мэри? Например, она показывала малышу животное, которое он боялся, и в этот момент давала ему конфету или другу сладость. Через некоторое время ребенок уже не боялся животного, и результаты эксперимента оказались положительными.

Эксперимент над малышом Альбертом до сих приводит в ужас современных психологов. В 20 веке многие исследования отличались своей неэтичностью и опасностью.-5

Эксперимент Мэри еще долгое время не хотели признавать в научном сообществе, но когда женщина разработала метод десенсибилизации, который позволил бороться с фобиями, ее назвали «матерью поведенческой терапии».

До сих пор методы Мэри позволяют достигать положительных результатов в психологическом консультировании.

Как вы считаете, могут ли дети участвовать в подобных экспериментах? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Приглашаем всех случайно зашедших на наш канал подписаться, ведь случайностей не бывает. Приглашаем посетить наш семейный сайт. Расскажите о нашем канале своим друзьям! Скопируйте и отправьте им ссылку https://zen.yandex.ru/prodelkin. Мы будем очень рады новым читателям!

Мы опекаем молодой канал https://dzen.ru/id/63543b95d20fe023333836a8, поддержите нас пожалуйста.