Нет-нет, мы не о цифровизации говорили, а о книгах. Сегодняшний собеседник — заведующая библиотекой р. п. Линево Искитимского района Новосибирской области и мой единомышленник Светлана Верзакова. Человек очень неравнодушный, много читающий и стремящийся продвигать культуру чтения в массы. Разговор получился большой, глубокий и очень интересный — и о проблемах пополнения библиотечного фонда, и о призвании библиотекаря, и, конечно же, о том, что почитать.
Софья: Сейчас принято считать, что люди стали меньше читать. Так ли это? У кого как не у библиотекаря спросить.
Светлана: Во-первых, библиотекарь я только 9 лет, так что могу судить о читательской аудитории библиотеки только за это время. Не могу я сказать, что стали меньше читать или больше. У нас библиотека небольшая, мы знаем каждого, и этот каждый, понятно, что все эти 9 лет и ходил. Конечно, уехали учиться в другие города какие-то ребята, появились другие на их месте, т.е. количество от этого не изменилось. Пожилые уходят из жизни. Т. е. мы не говорим, что меньше стали читать, а вот обстоятельства у людей сложились такие. Тут же еще большое значение имеет окружение. И в целом у меня круг общения – читающие люди, все читающие. Поэтому для меня все как читали, так и читают.
А второй момент — наверное, настоящие библиотекари, к которым я все никак не могу себя отнести все 9 лет, они бы, наверное, сказали, что читающих людей было в разы больше. Объясню почему. Вся справочная литература для учебы была здесь. Я не могу это назвать чтением. Для меня чтение — это не по необходимости. Для меня чтение — это личная потребность. И вот эти люди, кто читает для себя, они остались в прежнем количестве, ну, плюс, как в ЗАГСах бы сказали, убытие/прибытие.
А так, да — пришел интернет на помощь тем, кто учится, кому разово нужна какая-то информация. Да, таких мы потеряли. Не знаю, удобно про это говорить или нет, я о них не жалею.
Софья: Какова роль библиотекаря в «очитачивании» населения? Можете ли вы влиять на этот процесс?
Светлана: Если люди стали меньше читать, это как раз от нас, от библиотекарей, и зависит. Нам нужно найти для каждого интересную книгу. Я убеждена, что для любого, самого нечитающего человека, найдется своя книга. Может быть, она будет про рыбалку, или об истории фотографии, или об освоении Севера. Это, конечно, не обязательно художественная книга. Надо знать интересы человека, нашего читателя. Тут я рассуждаю, конечно, как библиотекарь в небольшом населенном пункте. Вряд ли у столичных библиотекарей так получится, но у них свои преимущества есть, у нас свои.
Что касается нас, я считаю, это первое дело — понять интересы читателя и найти ему книгу по интересам. Может быть, взрослый человек будет читать Успенского про Простоквашино, и с удовольствием будет читать, потому что ему этого не хватает в жизни, каких-то таких милых чудес. И мне кажется, мы часто забываем об этой своей первостепенной обязанности. И конечно, раз мы будем советовать книги, мы должны их все знать, т.е. надо очень много читать, это безусловно. Всех современных авторов знать, нравятся они — не нравятся, нужно иметь представление самим, потому что все-таки библиотекарь должен быть авторитетом, и было бы здорово, если бы к его мнению читатели прислушивались. А просто рекомендовать лауреатов престижных премий — это совсем не дело, мы так загоним себя в яму культурную, да и в принципе человечество провалится черт знает куда.
Софья: Я по себе могу сказать, что всегда была активным читателем библиотек. Хотя дома и была всегда большая библиотека, но был период, когда книги было трудно достать, разве что на макулатуру. Потом они появились в широком доступе, я стала их больше покупать, в т. ч. через интернет-магазины (люблю читать именно бумажные книги). И как-то забыла, что существуют библиотеки. А потом поняла, что книги довольно дорогое удовольствие, и вспомнила про такое чудо цивилизации, как библиотека, снова став активным читателем именно там. Есть, конечно, неудобства — например, представлены не все книги определенной серии писателя. В связи с этим вопрос: каковы материальные возможности пополнения фонда, удается ли удовлетворять запросы читателя?
Светлана: Вот то, что ты про себя сказала, это, наверное, начало 2000-ых. Тогда был провал, но я этого как библиотекарь не застала, не могу ничего сказать. Сама я как читатель всегда ходила. Для меня ничего не изменилось. Но давай поговорим о материальных возможностях пополнения фонда.
Нам помогает администрация — 10 тысяч в год на книги. Ты же понимаешь, что на эти деньги мы можем купить сейчас хорошо если 30 книг. За год — смешно же.
Есть ещё такой момент: наш отдел комплектования прислал нам по распределению уже 58-й (!) том «Православной энциклопедии». Ее не взял на моей памяти ни один человек. Потом еще у местных издательств новосибирских мы обязаны какую-то квоту выбрать, и это тоже так себе предложения. Там может быть Игорь Маранин интересен, остальное — нет, как бы мы ни старались. Да, библиотекарь должен предлагать, заинтересовывать, но я и сама не заинтересуюсь этими книгами. А они приходят, и на это тратятся, к сожалению, деньги.
У нас одно время был платный абонемент, люди платили что-то около 300 рублей в квартал, это была чисто символическая сумма для членов общества «Книгочей». Это самые активные читатели, которые «глотают» книги по одной в день-два и следом же приходят.
Платной была только беллетристика: детективные, любовные романы, фантастика, боевики – одноразовое, в общем, чтение. Естественно, вся отделовская литература, вся классика, конечно, бесплатно. Кроме того, с моим приходом, мы выделили отдельным стеллажом интеллектуальную литературу, это уже книги не ширпотреб. Конечно, тоже нами все это прочитано. И случалось, человек раньше только сентиментальные романы читал, но мы можем его сюда привести и дать ему Юрия Полякова, например, почитать или Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Тоже, казалось бы, пишут о жизни, но совсем другим языком, совсем с другим багажом. В общем, тут мы уже прививаем больше вкус к хорошей литературе. И эти книги тоже бесплатно.
С некоторых пор мне пришлось от этого платного абонемента отказаться. Читатели, кстати, сильно жалели, потому что все прекрасно понимают, что на деньги-то собранные мы ехали и тут же покупали новые книги. Вот почему у нас такой фонд прекрасный.
Но у меня есть еще одна возможность. Я же депутат, и у нас есть депутатский фонд. Вот из этого депутатского фонда я могу какие-то деньги выделять раз в квартал. Как минимум. И у нас получается ездить самим за книгами и покупать уже на свой выбор. А мы, конечно, отслеживаем издательства, их новинки, для того чтобы понимать, что мы хотим купить. Опять же по друзьям я опросы провожу, кому что интересно, и отсюда тоже авторов новых узнаем.
Софья: Сейчас активно подключили такую форму, как буккроссинг. И это здорово. Но старая добрая библиотека, на мой взгляд, гораздо надежнее в этом плане: книги упорядочены, в них легче ориентироваться, да и сохраннее они в библиотеке. Наверное, один из источников пополнения фонда — это еще и дар от жителей поселка?
Светлана: Может, это для кого-то кощунственно прозвучит, но, на мой взгляд, мы все делаем правильно. У многих дома были собрания Агаты Кристи, Дюма. И сейчас ремонты делают, книги, слава богу, выбрасывать на мусорку жалко, поэтому их приносят нам. Конечно, мы их все пересматриваем. Иногда случаются среди старых книг такие находки, например, типа Елены Коронатовой, Вильяма Козлова. Которых уже не переиздают, а их читают с такой радостью! И мы прыгаем от счастья, когда какие-нибудь такие книги видим. Так что мы и старые книги себе какие-то оставляем, какие-то передаем в СИЗО, в общество инвалидов передаем, в соседние сельские библиотеки, в школьные библиотеки.
Если книги никому не нужны, если у нас они тоже в большом количестве или если они в каком-то совсем непотребном виде, мы сдаем их на макулатуру. И получается опять же где-то раз в квартал это точно килограммов 400 мы набираем, т. е. где-то тысяч около трех выручаем. И опять же мы покупаем на них новые книги, а не сами на эти 3 тысячи радуемся жизни😄 Покупаем так: берем телегу — и поехали в Новосибирск, в «Сибверк», там оптовый магазин, там дешевле значительно. И на себе везём. Это одни из самых счастливых дней в моей библиотечной жизни.
Софья: Ясно. Все — для культурного фронта, все — для победы над нечитательством!
Мы обязательно продолжим разговор со Светланой Верзаковой о жизни читателей и библиотекарей и о том, кого на современной Руси читать хорошо.
Благодарочка за дочитывание!
Понравилась публикация — не стесняйтесь, подписывайтесь.